Пользовательского поиска
|
-
необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за
отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не
смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский
рынок;
-
политика государства (правительства), не способствующая проникновению
на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных
конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.[14, c. 114]
2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров,
эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так,
конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия,
выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это
диетический продукт с низким уровнем холестерина.
Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать:
-
проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание
покупателя с проблемы качества на снижение цены;
-
рекламные атаки на потребителей;
-
производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая
конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра
начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;
-
улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.
3. Внутриотраслевая конкуренция
и ее интенсивность.
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования
до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет
себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
-
большое число конкурентов;
-
однородность выпускаемых товаров;
-
наличие барьеров снижения издержек, например стабильно высокие постоянные затраты;
-
высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из отрасли, не понеся при этом
значительных убытков);
-
зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для
мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей
покупателей).
Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции
является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.
4. Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет
экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со
своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.
Сильные поставщики могут:
-
повышать цену на свои товары;
-
снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
Сила поставщиков определяется:
-
наличием крупных компаний-поставщиков;
-
отсутствием заменителей поставляемых товаров;
-
ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из
неглавных заказчиков;
-
решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых
экономических ресурсов;
-
способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной
интеграции.
5.
Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей
выражается:
-
в давлении на цены в целях их снижения;
-
в требованиях более высокого качества;
-
в требованиях лучшего обслуживания;
-
в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.