Пользовательского поиска
|
Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной
единицы в производстве и на рынке. В соответствии с законодательством ФРГ
доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает,
если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в
течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли
четырех крупнейших фирм. Монополизм в производстве и на рынке также проявляется
в установлении монопольных цен — завышенных при продаже и заниженных при
покупке товаров.
По происхождению выделяют два основных вида монополий:
1)
естественную, которая существует по объективным причинам (энергетика,
железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.);
2)
искусственную — специально созданная путем концентрации в чьих-то руках
определенной хозяйственной деятельности (картели, синдикаты, тресты, концерн и
т.д.). Можно также сказать: монопольное положение фирмы может быть
”естественным", когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми
ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем
организационных приемов образует монополию.
Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено
тем, что:
1. она обладает довольно точной
информацией о потребителях и конкурентах;
2.
более доступна реклама;
3.
монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает
влияние на заказчика в лице государственных учреждений.
[13, c. 248]
Следующий моделью несовершенной конкуренции является монополистическая
конкуренция. Ее отличительные признаки:
1) существует достаточно
большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует
взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;
2)
продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и
различающимися условиями их продажи;
3)
экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую
конкуренцию;
4)
вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и
массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в
долговременном периоде;
5)
тип продукта дифференцированный. [12,
c. 180]
На практике предприниматель,
действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой
комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет
максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там,
где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много
возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и
т.д.).
Третья модель несовершенной конкуренции — олигополия. Ее признаки,
характерные черты:
1) наличие нескольких фирм;
2)
тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;
3)
контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный
при тайном сговоре;
4)
наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
5)
очень типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное
производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого
товара.
В зависимости от типа продукции различают олигополию:
1) чистую,
2)
дифференцированную.