Пользовательского поиска

которых мы и не подозреваем.

В письме де-Формону (1736) Вольтер писал о способности материи к мышлению. В «Микромегасе» он заявлял, что на планете Сатурн, например, материя проявляет 300 своих атрибутов, а на Сириусе их 2100. Все эти  атрибуты и свойства материя получила изначально.

Проблема преодоления фатализма была самой острой  и актуальной в связи с необходимостью обосновать активную  борьбу просветителей против церкви. В статье  «Судьба» Вольтер рассуждает так же, как и Гольбах:  активность страстей человека обусловлена фатально не  в меньшей степени, чем пассивное поведение флегматичных и покорных созданий. Но в других сочинениях он  склонился к допущению в поведении и решениях людей  некоторого частичного фрагмента, в котором действует  свобода воли, дарованная им богом. Если Декарт провел границу ежду детерминизмом и телеологией так,  что она совпала с границей между животными и людьми,  то Вольтер попытался провести ее внутри самого человеческого сознания. Но где она именно проходит и как  осуществляется переход от одной формы поведения к  другой, для него осталось совершенно загадочным.

Приняв ошибочную цепочку рассуждений «для активности нужна свобода воли, а для обеспечения последней нужен бог как высший principe d’action», Вольтер  пришел к выводу: «если б бога не было, его надо было  бы выдумать!» Эту фразу повторил позднее в революционном Конвенте Робеспьер, и в годы своей власти якобинцы принялись за истребление «гидры атеизма». Но сам Вольтер меньше всего думал заниматься пропагандой религиозных убеждений, и потому

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики