Пользовательского поиска

заигрывания с общественным мнением, и вновь начались преследования всякого вольномыслия, от которых  пришлось спасаться и Вольтеру. В 1757 г. был издан  указ о смертной казни за всякое сочинение против религии и властей. Кроме того, Вольтер был потрясен известием из Португалии, где в 1755 г. произошла ужасная катастрофа, – океанская волна, высотой в 10 м, вызванная  подводным землетрясением, обрушилась на Лиссабон и  погубила 35 тыс. человек, в том числе много женщин и  детей.

В следующем году Вольтер выпускает в свет поэму  «О разрушении Лиссабона, или проверка аксиомы «все  хорошо», а в 1759 г.– философскую повесть «Кандид, или  оптимизм». В этих сочинениях Вольтер порвал с былым  наивным прекраснодушием: мир – это великая бойня, а  тот, кто верит во всеобщую гармонию, подобен каторжнику, развлекающемуся собственными цепями (спустя  десять лет Гольбах иронически назовет теорию всеобщего оптимизма «любовным опьянением». Получается, что либо бог не всемогущ, либо он полон зла,  если только в этом зле не виноваты исключительно сами  невежественные люди. В остроумной повести «Кандид»  героя преследуют всяческие беды, его наставника, поучавшего, что лиссабонский вулкан находится в «наилучшем месте», вешают иезуиты, а французы и прусаки «во славу божию» режут и грабят друг друга...

Свои сомнения и колебания Вольтер подытожил в  статье «Все хорошо» для «Философского словаря», направленной против Поупа и Лейбница. Этот словарь стал  важным дополнением к статьям, которые Вольтер писал  для «Энциклопедии» Дидро: в так называемый Фернейский период (1757 –

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики