Пользовательского поиска
|
тера и Руссо, ни стремление последнего возвысить
нравственное просвещение над чисто умственным, теоретическим. По своей критической направленности она
соответствовала задачам времени и в применении к современной действительности она означала, что положение
во Франции середины ХVIII в. «неразумно», но «разум»
должен победить и восстановить свои
права во всех областях жизни. Просветительская
философия в своих приложениях была философией сугубо «политической»:
критика существующих порядков составляла
ее главный нерв. Но с этим в ней было
связано и противопоставление
существующему того «естественного идеала», реализация которого утвердила
бы в жизни «царство разума».
Вольтер (1694 – 1778) сыграл главную роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников. Имя «Вольтер» было одним из 137 различных псевдонимов Франсуа Мари Аруэ, обладавшего многосторонними талантами философа, историка, драматурга, романиста, поэта и публициста. Как идеолог предреволюционной буржуазии, он открыл дорогу ее союзу с другими слоями «третьего сословия», но его дворянский камзол и привязанность к кругам просвещенной знати обусловили немало компромиссных черт в его мировоззрении. Понятие «вольтерьянства» стало многоликим: приверженцами его идей объявляли себя и аристократы, падкие на все модное и в силу этого кокетничавшие антиклерикализмом, и действительные его последователи-просветители, увидевшие в нем признанного вождя антиклерикальной партии. Враг деспотизма и насилия, он защищал в то же время теорию просве