![]()
Пользовательского поиска
|
|
Чихиртма с
курицей или индейкой 1 курица или 1-1,5 кг
мяса индейки, остальной набор продуктов тот же, что для чихиртмы с бараниной. Чихиртму с курицей
готовят так же, как и с бараниной, с той только разницей, что птицу если она
старая, варят не более получаса (целиком), а затем нарезают на куски и
обжаривают либо, если она молодая, вообще не варят вначале, а сразу
обжаривают. Кроме того, в куриный бульон не добавляют мучную заправку, а в
виде кислоты к яичнокислой смеси используют чаще всего сок лимона, а не
уксус. Бозартма Бозартма - суп из жирной
баранины или из домашней птицы (курицы, цыпленка, индейки) с небольшим
количеством жидкости, с легкой кислинкой. Основные и единственные овощи в
бозартме - это лук и помидоры, а бозартма из птицы может быть и без
помидоров: их кислота заменяется частично или полностью гранатовым соком.
Бульон в бозартме из-за большого количества лука и малого количества воды
весьма концентрированный и воспринимается скорее как жидковатый луковый соус.
Набор пряностей в бозартме сильно меняется в зависимости от вида (нежности)
мяса - баранины, курицы или цыпленка. 2.2.2Вторые блюда
Длинный мцвади Вырезку зачистить от
пленок и целиком, во всю длину вдоль вдеть на вертел; при этом, чтобы вырезка
во время жарения сохраняла форму и не сокращалась, плотно привязать ее к
вертелу суровой ниткой. Обжарить, как обычный шашлык, над углями без пламени,
вращая, причем предварительно или в процессе обжаривания обмазать ореховым
или иным растительным маслом. Иногда до жарения шашлык перышком слегка
смачивают соленой водой. Но этого можно и не делать, а посолить и поперчить
или смазать аджикой уже готовый шашлык - так мясо будет сочнее. Готовый
шашлык снимают с вертела, режут, как колбасу, поперек волокон с небольшим
скосом ломтями толщиной 1,5 см, солят, перчат и заедают зеленью лука, кинзы,
базилика или целиком обжаренными на вертеле помидорами, у которых затем
снимают кожицу. Мцвади-бастурма Из говяжьей вырезки или
из мяса других отделов задней части, тщательно очищенного от пленок и
сухожилий, нарезать небольшие куски одинаковых размеров (например, 3x5 см) и сложить их в
неметаллическую посуду (фаянсовую, фарфоровую, эмалированную), засыпав смесью
соли, черного молотого перца, мелко нарезанного лука, молотого семени
кориандра или ажгона, разведенных в 1-2 ст. ложках винного уксуса,
перемешать, закрыть и выдержать в прохладном месте от 12 ч до 2,5 суток,
после чего нанизать на вертел (лучше всего не на металлический, а на прутья
из лиственных пород дерева) и обжарить над угольями. Чтобы мясо не подгорало
и не обугливалось по краям, его обмазывают маслом, а угли слегка присыпают
золой. 2.3Азербайджанская кухняСвоеобразие
азербайджанской кухни заключается в том, что, обладая некоторыми сходными
чертами с другими закавказскими кухнями - наличием одного и того же типа
очага (тындыр), кухонной утвари и пищевого сырья, - она создала на этой базе
несколько иное меню и в целом иную вкусовую гамму. Поэтому основной состав
национальных азербайджанских блюд отличается самобытностью, хотя многие
блюда, заимствованные, например, из армянской кухни (долма), входят в
повседневное меню современного азербайджанца. Азербайджанские блюда,
имеющие в подавляющем большинстве тюркские названия, часто весьма похожи по
названиям на блюда тюркоязычных народов Ближнего Востока и Средней Азии, но
по существу, особенностям приготовления и вкусу гораздо ближе к иранской
кухне. Дело в том, что еще в VI-IV вв. до н. э. часть
территории современного Азербайджана перешла в руки древнеперсидской династии
Ахеменидов. А начиная с III-IV вв. н. э. территорией нынешнего Азербайджана
овладели Сасаниды, основавшие сильное государство в Иране, поэтому
становление феодальных отношений в Иране и Азербайджане, а вместе с тем и
главных черт той материальной культуры, которая просуществовала много
столетий в этих странах, происходило одновременно. Хотя затем Азербайджан
испытал арабское завоевание в VIII в. и введение ислама, нашествие
турок-сельджуков в XI-XII
вв. и монгольские вторжения XIII-XIV вв., однако все это, оказав влияние на
этнический состав, в меньшей степени затронуло уже сложившуюся материальную
культуру, которая сохранила иранские черты. Кроме того, как раз на протяжении
XVI-XVIII вв. Азербайджан
находился в составе Ирана - и вновь персидское влияние в быту значительно
возросло. Оно не только сохранилось до вхождения Азербайджана в состав России
в первой трети XIX в., но и сказалось позднее, при окончательном формировании
азербайджанской нации в конце XIX в. Тот факт, что отчасти в
период персидского владычества и особенно со второй половины XVIII в. до середины XIX в. Азербайджан
распадался почти на полтора десятка феодальных княжеств-ханств, способствовал
закреплению некоторых региональных особенностей в азербайджанской кухне,
проявляющихся и поныне. В Южном Азербайджане, в
Ленкоранско-Талыщском округе местной особенностью является приготовление
фаршированной фруктами дичи (преимущественно фазанов) и другой домашней птицы
на открытом огне, а также запеченной в тындыре рыбы с орехово-фруктовой
начинкой; в Северном Азербайджане, близком к Дагестану, где сильнее тюркские
влияния, главным блюдом является мясо-тестяной хинкал. В крупных городах -
Баку, Шемахе (древняя столица Ширвана), Кировабаде (Гяндже - в прошлом) -
традиционное приготовление мясо-тестяных и пирожковых изделий: дюшбары,
кутабов, а также иранских сладостей - шакербуры, курабье, пахлавы, халв и
щербетов, рахат-лукума. Отбор пищевого сырья,
сделанный азербайджанской кухней за многовековую историю, отличается
некоторыми существенными деталями от грузинского и армянского. Основным мясом в
азербайджанской кухне является баранина, причем предпочитается мясо молодых
ягнят. Однако баранина не занимает здесь такого исключительного положения,
как в Узбекистане. Наряду с бараниной довольно часто применяется и телятина,
а в старой азербайджанской кухне заметное место занимала также дичь (фазаны,
турачи, куропатки, перепелки), все более заменяемая ныне домашней птицей
(курами, цесарками, в первую очередь цыплятами). Стремление к использованию
молодого мяса объясняется тем, что его, как правило, готовят на открытом огне
(старое мясо, особенно говяжье, для этого непригодно). Мясо приготовляют
обычно с кислыми фруктами - кизилом, алычой и гранатами, причем кизил чаще
сочетают с телятиной, алычу - с бараниной, а гранатовый сок - с дичью. Гораздо большее, чем в
других закавказских кухнях, место занимает в азербайджанской кухне рыба,
которую готовят по технологии, разработанной для основного пищевого сырья -
мяса и фруктов. Так, рыбу гриллируют подобно баранине на открытом огне
мангала, т. е. приготовляют по типу шашлыка, сочетают с фруктами и орехами
(миндалем), запекают в тындыре и коптят. Особым является приготовление рыбы
по методу паровой бани (не путать с водяной баней!). Все это в значительной
степени связано с тем, что в азербайджанской кухне традиционна красная рыба
(осетр, кутум), которая благодаря своим достоинствам дает возможность
использовать указанную технологию. Овощи, фрукты и особенно
пряная зелень и съедобные травы применяются в рационе столь же широко и порой
даже шире, чем в армянской и грузинской кухнях, но большей частью в свежем, а
не в отваренном или жареном виде. Если же ее готовят с мясом или яйцами, то
на долю зелени приходится порой чуть ли не более половины объема блюда (чучу,
ажабсанда). Мясо при этом сильно разваривается, поэтому мясо-овощные блюда
часто представляют собой зеленную кашу с мясной подливкой (сабза-говурма). Среди овощей в
современной азербайджанской кухне часто можно встретить картофель: его,
например, вводят в суп пити. Однако классическая азербайджанская кухня,
конечно, не знала картофеля и не могла применять его. Использование картофеля
началось сравнительно недавно - уже в годы Советской власти. До этого его
место занимали каштаны. Именно с каштанами лучше всего сочетаются
азербайджанские кислые естественные (фруктовые) приправы к мясу - гора
(незрелый виноград), абгора (сок незрелого винограда после непродолжительного
брожения), нар и наршараб (гранат и его сгущенный сок), сумах (барбарис),
ахта (кизил), сушеная и свежая алыча. Вот почему для получения характерной
азербайджанской вкусовой гаммы лучше использовать в мясные и мясо-овощные
блюда каштаны, а не картофель. Для азербайджанской кухни
вообще характерно употребление в основном надземных овощей. Крайне мало
употребляются корнеплоды - свекла, морковь, редька. Зато в почете всякие
травы (пряные, ароматические, нейтральные), зеленые, овощи (артишоки, спаржа,
так называемая дербентская салатная капуста с мелкими кочанами конической
формы, горох нут, зеленая фасоль). Фруктам и орехам (каштанам, фундуку,
миндалю, лещине, грецкому ореху) также отдается предпочтение, и они
употребляются наравне с овощами. Так, в азербайджанской кухне фрукты жарят на
сливочном масле, особенно кайсу (курагу), алычу, персики. Зеленый лук в
азербайджанской кухне применяется чаще, чем репчатый, и в очень больших
количествах, обычно как закуска ко всем жареным мясным блюдам. Точно так же
используется чеснок, местные сорта которого не обладают особой остротой и
идут в пищу вместе с зеленым пером. Из других пряных трав чаще всего
встречаются кресс (луговой и горный), лук-порей, зелень петрушки, эстрагон,
кудрявая и яблочная мята, мелисса, кориандр (кинза), немного реже - чабрец и
еще реже - укроп и ажгон (зира). В то же время использование классических
пряностей в азербайджанской кухне относительно ограничено: для мясных, рыбных
и овощных блюд используется черный перец, для сладких и кондитерских -
корица, кардамон, а для пловов, рыбы и шербетов - настоящий шафран,
называемый иранским шафраном* в отличие от употребляемого в Грузии
имеретинского шафрана (кардобенедикта). Именно шафран, столь почитавшийся в
древней Мидии и Персии, считается азербайджанской национальной пряностью.
Красный перец и вообще жгучие пряные сочетания малоупотребляемы в
азербайджанской кухне, за исключением районов, прилегающих к Грузии и
Дагестану. Из ароматических растений
в пищу используются лепестки розы, что, как и применение каштанов, отличает
азербайджанскую кухню от соседних закавказских. На розах настаивают сиропы,
варят из них варенье, употребляют розовое масло в шербеты. Из нейтральных диких
трав, идущих в качестве зеленой вареной массы к мясным блюдам и пловам,
предпочитают спорыш, называемый по-азербайджански кырпыгын**. Вообще основной
особенностью азербайджанской кухни следует считать сочетание нейтральных по
вкусу пресноватых пищевых продуктов, например отварного риса, каштанов или
спорыша, непосоленного молодого мяса, яиц или рыбы с выраженyj кислыми растительными
и молочными продуктами - в результате получается, с одной стороны, контраст
пресного и кислого, с другой - смягчение резко кислого вкуса до умеренно
кисловатого, приятного. Это подтверждается такими блюдами, как довга,
применением граната и алычи в мясных и рыбных блюдах и даже приготовлением из
абрикосов и персиков не урюка и тем более не шепталы (особо сладкий урюк),
как в Средней Азии, а преимущественно кайсы (кураги), отличающейся кисловатым
привкусом. Многие блюда
азербайджанской кухни имеются и в кухнях других народов (шашлык, долма,
чанахи, пловы, пельмени). Однако они иногда отличаются технологией. Например,
три вида азербайджанских пельменей - дюшбара, курзе и гиймя-хинкал -
отличаются друг от друга общей величиной и формой, составом теста и начинкой
и способом их расположения (подробнее см. об этом в описании рецептов
мясо-тестяных блюд). Имеет свои особенности и
азербайджанский плов - парадное национальное блюдо. В отличие от узбекского
он относится к иранскому, а не к среднеазиатскому типу. Рис для плова готовят
и подают совершенно отдельно от остальных компонентов (мяса, дичи, рыбы, яиц
или фруктов и трав, в совокупности называемых гара), не смешивая с ними даже
на блюде во время еды. Поскольку рис составляет основу и более половины
объема плова, то от качества его приготовления во многом зависит вкус всего
блюда. Искусство заключается в том, чтобы рис во время отваривания не
растрескался, не разварился и не стал бы клейким - каждая рисинка должна
остаться целой, лишь слегка и равномерно разбухнуть при варке. Только в этом
случае рис вкусен сам по себе, хотя и кажется, что он остается нейтральным по
вкусу. Для этого рис отваривают преимущественно на пару в металлических
тындырчиках или используют другие традиционные способы варки (см. в рецептах)
и, кроме того, берут для пловов не любые, а специальные, чаще местные сорта
риса. Подача и еда
азербайджанских пловов также имеют свои традиции. Рис никогда не подают
совершенно горячим, а настолько теплым, чтобы масло в нем не остыло.
Одновременно на отдельном блюде подают мясную или мясо-фруктовую часть плова
и отдельно пряные травы. Таким образом, азербайджанские пловы состоят из трех
отдельных частей, составляющих в совокупности одно блюдо. Мясо заедают рисом
(или рисом, завернутым в лаваш) и вслед за тем пряной травой. Только те
пловы, мясная часть которых заменяется яичной, подают к столу иначе - вначале
на блюдо ровным слоем кладут рис, на него яично-растительную приправу,
которую стараются взять с блюда так, чтобы того и другого в ложке было
поровну. Классический
азербайджанский обед длится, как и все восточные обеды, долго - около трех
часов, а порой и более. Он начинается обычно с закусок - копченого осетрового
балыка с зеленым луком, луком-пореем, редиской, свежим огурцом или крессом,
которые заедают чуреком и запивают айраном. При этом овощи и зелень не
нарезают, а подают всегда целиком и каждую в отдельности. Затем следуют
кислые поджаренные фрукты - чаще всего алыча, иногда наполовину с персиками.
После этого подают один из супов - пити, довгу или кюфту-бозбаш. После довги
может последовать говурма из баранины; после пити, в состав которого входит
баранина, может быть подана галя (телятина с кизилом) или долма, но чаше
всего цыплята или фазан, жаренные на вертеле. Все эти вторые блюда обильно
сопровождаются пряной зеленью - крессом, кинзой, чесноком, зстрагоном, мятой.
И только затем следует центральное блюдо - плов, который одновременно
выполняет роль переходного блюда от второго к третьему. Характер плова также
определяется в зависимости от предыдущих блюд. Если в их состав уже входила
баранина, то плов будет с дичью или птицей. Если же дичь была подана до
плова, а в состав первого блюда входила баранина (пити), то плов делают с
яйцами, травами (кырпыгын) или фруктами. Когда же предварительное второе
содержит яйца, зелень или телятину (чугу, галя), то плов делают с бараниной. После плова может
последовать как переходное блюдо к десерту густой соус из кураги, изюма,
миндаля и сока граната. Десерт всегда чрезвычайно разнообразен и состоит
помимо непременного мелкоколотого сахара из различных варений, бекмесов,
шербетов, халв, печений и каймака с медом, которые подают к заключительному
блюду - чаю. В Азербайджане чай пьют
охотно, помногу и не только в обед, но и вне обеда или любого другого приема
пищи. Пьют только черный байховый чай, довольно крепкий, причем, как и в
Иране, используют для питья не фарфоровую посуду (пиалы или чашки), а
специальные узенькие сосуды грушевидной формы, напоминающие миниатюрные
вазочки - так называемые армуды. Использование большого
количества свежей пряной зелени, фруктов и кислых соков почти в течение круглого
года, молодого мяса и дичи, а также кисломолочнозеленных блюд делает
азербайджанскую кухню здоровой и полезной. Показательно ограниченное
употребление соли в азербайджанской кухне. Азербайджанцы даже мясо
предпочитают либо совсем несоленое (одно из основных народных блюд - кебаб -
не солят совсем), либо ему придают кисловатый вкус с помощью фруктовых соков
- граната, алычи, наршараба. * Хотя этот шафран
производят в самом Азербайджане, который является центром по выращиванию
шафрана в СССР. ** Азиатский вид спорыша
отличается от европейского своими размерами, более сочными и нежными
листьями. 2.3.1Первые блюда
Парча-бозбаш 500-750 г баранины, 50 г
курдючного сала, 4 ст. ложки гороха нохута (замочить за 5-6 ч), 1,5 стакана
каштанов, 1 стакан алычи, 2 луковицы, 2 шт. зеленого лука, 1-2 айвы, 8-10
зерен черного перца, 1 ч. ложка или 1 кусочек имбиря, 2 ст. ложки мяты, 2 ст.
ложки укропа, 1 ч. ложка сумаха (молотого барбариса), 6-7 тычинок шафрана. Баранину разделить на 4
куска, слегка обжарить без масла до золотистой корочки, сложить в большой
широкий горшок, добавить мелко нарезанный зеленый лук, перец, имбирь и
замоченный нохут, залить крутым кипятком, плотно закрыть и поставить в
духовку на 40 мин. Затем положить
подготовленные каштаны (см. с. 171), алычу (целиком), айву (дольками) и
выдержать еще 30 мин, заложив за 3-5 мин до готовности пряную зелень, шафран
и сумах. Сюдлу-сыйыг 1,5 стакана риса, 1 л
молока, 0,5 л воды, 50 г сливочного масла, 10 кусков сахара, 1-2 ч. ложки или
2-2,5 см палочки корицы, 7-8 тычинок шафрана, 0,5 ч. ложки соли. Рис отварить в воде до
полуготовности, слить воду, промыть (см. с. 167, способ 2). В кипящее молоко всыпать
полуотваренный рис и варить на медленном огне около 10 мин. В воде распустить сахар,
вскипятить. Соединить рис с сахарным
сиропом, добавить сливочное масло, корицу, шафран и варить на медленном огне
в течение 7 мин. 2.3.2Вторые блюда
Гал`я 500-750 г телятины, 1
стакан чечевицы, 2 стакана каштанов, 0,3-0,5 стакана ядер фундука, миндаля
или лесных орехов (лещины), 1 стакан сухого кизила, 4 луковицы, 50-75 г
сливочного масла, 1 ст. ложка свежего чабреца или 2 ч. ложки сухого, 1
головка молодого чеснока с зеленью, 1 ст. ложка мяты, 1 ст. ложка петрушки. Телятину нарезать
четырьмя крупными кусками, обжарить в масле с крупно нарезанным луком,
добавить 1 стакан кипятка, дробленую или предварительно замоченную чечевицу и
поставить на медленный огонь или в духовку томиться (лучше в глиняных
горшочках). Через 20-25 мин добавить
подготовленные каштаны (см. с. 171), молотые орехи и предварительно
замоченный и протертый кизил, добавить кипяток или бульон (около 0,5 стакана)
и оставить еще на 30 мин. За 3-5 мин до готовности
всыпать в горшочки мелко нарезанную пряную зелень. Сабза-каурма 1 кг баранины (мякоть),
50 г курдючного сала, 500 г лука (половина зеленого), 1 стакан абгора
(незрелого винограда или его сока) или 0,5 стакана лимонного сока, 250 г
зелени нейтральных трав (шпината, спорыша), 100 г кинзы, 2 ст. ложки
базилика, 2 ст. ложки укропа, 2 ст. ложки эстрагона, 1 ст. ложка мяты, 0,5-1
ст. ложка настойки шафрана или 6-8 тычинок шафрана. Баранину нарезать на
кусочки размером 2х1 см и обжарить с салом, добавить абгора, нарезанный
репчатый лук и тушить, плотно закрыв крышкой, не менее получаса. Затем
добавить мелко нарезанную нейтральную зелень, а когда она осядет - пряную
зелень и тушить еще 5 мин. Перед подачей добавить
настойку шафрана, перемешать. 2.4Казахская кухняКазахскую кухню можно
считать самой молодой в нашей стране, поскольку складываться она начала лишь
в конце XIX - начале XX вв. и оформилась, когда завершился переход казахов на оседлое положение
и коренным образом изменилось хозяйство Казахстана. Казахи на протяжении всей
своей истории с момента образования народности в начале XVI в. на базе
тюркояэычных племен и вплоть до государственно-территориального оформления
Казахстана в 1925 г. были, по существу, кочевым народом. Основным и
единственным видом натурального хозяйства было кочевое отгонное скотоводство,
в котором преобладало овцеводство и табунное коневодство (а также
верблюдоводство), меньшую роль играло разведение крупного рогатого скота,
ставшего известным казахам лишь в конце XVII в. Этот экстенсивный и чрезвычайно однобокий
тип хозяйства, с одной стороны, и неразвитость общественных и экономических
отношений, усугубляемая изолирующим воздействием огромных степных
пространств, на которых был рассеян сравнительно немногочисленный казахский
народ; с другой стороны, обусловили на долгое время односторонность пищевого
сырья у казахов. Вся казахская кухня в
течение длительного периода строилась на использовании мяса и молока. Конина
и баранина, кобылье, овечье, коровье и верблюжье молоко и продукты их
переработки (скороспелые творожные сыры, кумыс) - вот тот весьма ограниченный
и, главное, однообразный ассортимент продуктов, которыми могли пользоваться
казахи. Вполне понятно, что даже самая изощренная фантазия не могла создать
из одного мяса и молока и всех их производных большое разнообразие блюд,
особенно в условиях нестабильности жилья и при крайней ограниченности, если
не сказать при почти полном отсутствии овощного и зернового пищевого сырья
вплоть до конца XVIII- начала XIX вв. Ограничивал развитие
казахской кулинарии недостаток кухонной утвари, при помощи которой можно было
бы разнообразить технологию, как это имело место у народов Закавказья,
обладавших большим набором металлической (медной, железной, чугунной),
керамической (глиняной) и каменной посуды. У казахов же вследствие их
кочевого образа жизни первоначально существовала только кожаная и деревянная,
т. е. небьющаяся посуда, употреблявшаяся главным образом для хранения еды и
лишь отчасти для приготовления пищи. В кожаных мешках (саба -
из конской кожи и торсык - из бараньей) приготовляли кумыс и другие
кисломолочные продукты, а в деревянных бадьях и кожаных сабах варили мясо,
опуская туда нагретые камни. Поэтому в старинной казахской кухне полностью
отсутствовали супы, а мясо употреблялось в основном отварное. Чугунный казан
как основной тип утвари и очага появился лишь в XVIII в., а вместе с ним появились и некоторые
жареные мясные блюда, заимствованные у узбеков. Развитие казахской
кулинарии шло в направлении разработки таких полуфабрикатов из мяса и молока,
которые могли бы сохраняться достаточно длительное время в условиях
постоянного кочевья и в то же время были бы вкусны и не приедались при частом
употреблении. Так возникло и получило развитие изготовление копченых,
солено-копченых и копчено-вареных полуфабрикатов из различных частей конины
(конских колбас), жареных презервов из баранины и бараньего ливера. Что касается
использования молока, то его казахи никогда не употребляли в пищу в сыром
виде (ни парное, ни охлажденное). И эта традиция сохранилась до наших дней.
Наоборот, значительное распространение получило изготовление кисломолочных
полуфабрикатов и продуктов, причем таких, которые оказались наиболее удобными
для хранения и перевозок в условиях кочевья; это в первую очередь кумыс, не
только хорошо сохраняющийся, но и приготовляемый в торсыках (при непрерывном
встряхивании во время езды), а также скороспелые сыры, которые можно было
сделать и употреблять во время стоянок, либо сухие молочные концентраты
(курт, сарса) - легкие, транспортабельные и непортящиеся при длительных
перевозках. Все эти продукты обладали еще одним общим свойством - они были
удобны для непосредственного употребления в холодном виде. Таким образом,
казахская кухня, если к ней применять современные понятия, в значительной
степени была кухней холодного стола. Продукты земледелия
поздно вошли в казахское меню. Первым зерном, ставшим известным казахам и
занявшим затем основное место в их кухне как национальный злак, было просо -
могар и ку-дза, получаемые вначале из Джунгарии и Средней Азии в результате
меновой торговли, а затем частично возделываемые оседлыми казахами в южных
районах Казахстана. После того как в XVIII в. значительная
часть Казахстана присоединилась к России, в рационе казахов стали все более
использоваться продукты земледелия - главным образом зерно (пшеница, рожь) и
мука из него, получаемая в обмен на продукты животноводства. Но вплоть до
60-70-х годов XIX в. мука и мучные изделия употреблялись в основном зажиточными казахами. Только в последней трети XIX в., когда хозяйство
Казахстана стало развиваться в большей связи с хозяйством России, когда в
результате проникновения капиталистических отношений в нем усилилась
классовая дифференциация и обедневшие, лишенные скота казахи, не имея
возможности продолжать кочевую жизнь, стали заниматься земледелием, только
тогда, мука и мучные изделия стали занимать все большее и большее место в
казахской кухне. Так, к концу XIX - началу XX в. сложилась
характерная особенность казахской кухни и казахского национального стола -
преобладание мясных и мучных изделий и сочетаний из мяса и муки в основных
национальных блюдах, классическим примером которых является ет, или
бешбармак. В то же время употребление различных продуктов переработки
конского и овечьего молока - кумыса, курта, айрана, сарсы и иримшика -
несколько отошло на второй план. Конечно, было бы неверно
считать, что казахская кухня развивалась совершенно изолированно, только под
влиянием природных и экономических условий. Многое было заимствовано в XVIII-XIX вв., особенно
господствующим классом, у соседних народов Средней Азии - узбеков, таджиков,
дунган и уйгуров, обладавших к этому времени чрезвычайно развитой кулинарной
культурой. Эти заимствования касались, в первую очередь, технологии
приготовления жареных мясных блюд (с использованием масла) и более сложных
мясо-мучных изделий (самсы, мантов), а также употребления отдельных продуктов
(например, чая, фруктов, бахчевых культур), которые стали шире использоваться
в рационе казахов Южного Казахстана. Наконец, заимствована была и организация
праздничного стола - по типу узбекского, т. е. с использованием сладостей в
начале и в конце обеда. Из русской кухни в XX в. было заимствовано казахами повседневное
употребление овощей (особенно картофеля, моркови, огурцов, редьки, чаще всего
используемых в виде салата), а также использование яиц и мяса кур, которые с
развитием птицеводства на базе зернового хозяйства стали традиционными
продуктами в казахской кухне. Однако ни технологические
заимствования, ни расширение ассортимента продуктов в принципе не изменили
основных национальных особенностей казахской кухни, ее специфики, хотя и
сделали ее более разнообразной. Если говорить о действительно характерных
чертах казахской кулинарии, о том, что отличает ее от других кухонь народов
Средней Азии, то наряду с наличием копченых изделий из конины и излюбленным
сочетанием мяса и теста в большинстве национальных горячих блюд следует
отметить преобладание отварных и полуотварных мясо-тестяных блюд, а не
жареных. Характерно, что мясо в казахской кухне готовят до сих пор крупными
кусками (и измельчают лишь непосредственно перед едой), причем употребляют
его в натуральном виде. Казахской национальной кухне чужды блюда из молотого
мяса (за исключением современных заимствований), что объясняется полным
отсутствием в прошлом условий для усложненной кулинарной обработки. Казахская кухня не знает
и супов, если опять-таки не считать заимствованной у узбеков шурпы. В то же
время чрезвычайно характерны для казахской кухни такие блюда, которые по
своей консистенции занимают как бы промежуточное положение между супами и
вторыми блюдами. Таково национальное блюдо ет, чаще называемое у нас
бешбармаком, и праздничное блюдо наурыз-коже, приготовляемое лишь один раз в
году - под Новый год. В состав таких блюд входит много мяса, теста или зерна
и относительно небольшое количество крепкого, концентрированного, жирного и
густого бульона-подливки, сдобренного кисломолочными продуктами и
составляющего неразрывную часть блюда. Другой характерной особенностью
казахской кухни является широкое использование субпродуктов (легких, печени,
почек, мозгов, языка), очень ценимых казахами (например, почки они считают
лучшей и наиболее ценной частью мяса), а также комбинаций субпродуктов с
мясом (обычно грудинкой). В то же время такие части мяса, как седло, задняя
часть, приготовляются в чистом виде, почти исключительно посредством
запекания (в прошлом - в углях, а в современной кухне - в духовке). Национальным видом мяса у
казахов следует считать конину, хотя ныне ее употребляют реже, чем баранину и
даже говядину. Именно из конины создаются такие характерные для казахской
кухни национальные изделия, как казы, карт`а, шужук и др. Названия большинства
мясных блюд связаны не с составом сырья или способом приготовления, а с
наименованием частей, на которые в соответствии с национальными традициями
разделывается обычно конская туша. Таковы кабырга, тостик, жанбаз, жал, жай,
казы, сурет-ет, бельдеме и др. Мучные блюда -
разнообразные лепешки, сходные с лепешками узбекской кухни, но обычно
сдобренные в большей степени луком или черемшой, как и узбекские, носят
название нан и различаются по форме и виду посуды, в которой их выпекают:
казан жанпай нан (лепешка по размеру котла), таба-нан (от сковородки таба). Блюда, заимствованные
казахами у узбеков, дунган, уйгур, русских, украинцев и других народов,
обычно сохраняют на казахском языке свои национальные названия. Таковы самса,
манты, ет-хошан, май-хошан, монпар, борщ и др. Современный казахский
стол, конечно, не ограничивается одними блюдами национальной кухни. Он
значительно разнообразнее по составу продуктов, поскольку наряду с мясом
включает в себя рыбу, овощи, различные крупы, фрукты, консервированные
продукты, но это не значит, что из казахских национальных блюд нельзя составить
оригинального и относительно разнообразного обеда. Традиционный казахский
праздничный обед своеобразен. Он начинается с кумыса, затем следует чай со
сливками, к которому подают изюм, орехи, сушеный творог и баурсаки (маленькие
шарики из жареного сдобного теста). После этого вступления следуют разные
закуски из конского мяса - копченые, полусоленые, отваренные (казы, шужук,
жал, жай, сурет-ет, карта), а также закуска из баранины - кабырга или
бауыр-куйрык (сочетание конского мяса и бараньего ливера под кисломолочным
соусом). Все они отличаются друг от друга не только по составу мяса, но и по
способам его приготовления, по его качеству и консистенции (жирное, постное,
нежное, упругое, сдобное). Это вносит вкусовое разнообразие в однородный на
первый взгляд мясной стол, тем более что закуски едят с табананами
(казахскими лепешками из пшеничной муки со сливочным маслом) и заедают
салатом из редьки или другими свежими овощами (помидорами, огурцами). Затем
следует куырдак (жирное жаркое из бараньего ливера, в основном печенки, почек
и легкого), за ним самса (пирожки с мясом) и только в конце обеда - ет, т. е.
отварная конина или баранина, нарезанная тонкими ломтиками поперек волокон,
подаваемая с широкой, толстой лапшой и жирным, густым, крепким бульоном с масляными
лепешками акнан, посыпанными кунжутом или рубленым луком. Это блюдо запивают
кумысом, за которым снова следует чай, на этот раз без сливок и молока. Киргизская кухня по
своему характеру, технологии и даже по составу основных блюд настолько близка
к казахской, что их было бы неправильно рассматривать как разные кухни.
Большинство блюд киргизской и казахской кухни полностью повторяют (дублируют)
друг друга по существу и очень часто совпадают по названию. Это объясняется в
целом сходными условиями хозяйства казахов и киргизов в период формирования в
народность и на последующих стадиях их исторического развития. Кочевое и
полукочевое скотоводство оказало столь сильное влияние на материальную
культуру киргизского народа, что несмотря на иные и более благоприятные, чем
у казахов, природные условия предгорий Тянь-Шаня и на более сильное влияние
соседних народов с развитой кулинарной культурой - джунгарцев, дунган и
уйгуров, узбеков и таджиков - киргизская кухня сохранила те же типичные
черты, которые свойственны казахской кухне. Но вместе с тем имеются и
некоторые различия как в наименованиях отдельных блюд, так и в составе
продуктов питания, входящих в рацион. С развитием садоводства и земледелия в
Киргизии значительно возрос удельный вес овощей и фруктов в питании. Но и
теперь они употребляются самостоятельно, отдельно, вне связи с приготовлением
пиши и не входят органически в состав национальных блюд. Только на юге
Киргизии, где применение овощей было развито в прошлом, некоторые из них,
например тыква, широко используются для приготовления национальных блюд - как
примесь к тесту для лепешек и к зерновым блюдам (полужидкие кислые кашицы). В целом в современной
киргизской кухне гораздо сильнее, чем в казахской, заметна сезонность
рациона. Летом преобладает молочно-растительная пища, зимой - мясо-мучная и
мясо-зерновая. Вообще киргизы
употребляют больше зерна, причем в основном пшеницу, горный ячмень, отчасти
джугару. Пшено же часто смешивают с ячменем и из смеси этих круп приготовляют
толокно, которое, как и отдельно ячмень и пшеница, является основой для
кислых супов-кашиц, либо подкисленных айраном, либо доведенных до закисания с
помощью солода или закисшего супа предыдущего приготовления (таков суп из
ячменя - жарма или из пшена - кежё). В мясных блюдах совпадение
с казахской кухней более полное. Характерно, что киргизы
до сих пор, несмотря на соседство с узбеками и таджиками, почти исключительно
употребляют вареное, а не жареное мясо. Национальным видом мяса у
киргизов продолжает считаться конина, ценимая очень высоко, но практически
сейчас больше едят вареную баранину. Знаменитый бешбармак (по-киргизски -
туурагэен эт) готовят в отличие от казахского с более концентрированным
соусом, называемым чык (бульон с куртом). В Северной Киргизии в
бешбармак не добавляют тестяную часть (лапшу), а вместо нее вводят много лука
и айрана (катыка); такое блюдо носит название нарын. Все молочные блюда,
начиная с кумыса (по-киргизки - кымыз), полностью совпадают с казахскими, в
том числе технология всех творожных сыров. Следует отметить, что у казахов и
киргизов в отличие от большинства тюркоязычных народов катык называется
айраном, а айран - чалапом, или шалапом. Вообще различия
киргизской и казахской кухонь проявляются лишь в частностях. Например, сильно
различается культура употребления чая. В то время как казахи употребляют
только черный байховый чай, киргизы пьют преимущественно зеленый кирпичный,
который получил распространение в период ойратского владычества на большей
территории современной Киргизии в XVII-XVIII вв. Киргизы приготовляют свой кирпичный
куурма-чай с молоком, солью, перцем и с обжаренной на масле мукой (но без
непосредственного добавления масла) при соотношении молока и воды 2:1. В Южной Киргизии, долгое
время входившей в состав среднеазиатских государств, населенных таджиками,
киргизы до сих пор употребляют зеленый байховый чай. Наконец, киргизская кухня
в большей степени, чем казахская, заимствовала дунганские и уйгурские блюда. Из чисто киргизских блюд,
не встречающихся у соседних с киргизами народов, можно отметить лишь кёмёч -
маленькие сдобные лепешки величиной с крупную монету, печеные в золе, которые
кладут в горячее молоко и сдабривают маслом и сузьмой. Ниже приводится рецептура
основных блюд, совпадающих в казахской и киргизской кухнях, и некоторых блюд,
характерных только для киргизской или казахской кухни. 2.4.1Первые блюда
Наурыз-коже Мясная часть: 0,5 кг
свежей конины (бельдеме), 100 г карты, 100 г щужука, 100 г казы, 100 г жала,
100 г жая, 100 г сур-ета, 0,5-0,75 кг баранины, 250 г бараньей печени, 100 г
бараньих почек, 2,5-3 л воды. Молочная часть: 1 л
молока овечьего, 1 л молока коровьего, 1,5 л катыка (айрана), 0,5 л, кумыса,
1 стакан сузьмы, 1 стакан курта, 200 г сливочного масла. Крупяно-овощная часть:
1,5-2 стакана пшена, 1,5 стакана пшеницы (или риса), 8-10 луковиц, 2 головки
чеснока, 0,5 стручка красного перца, 1 л воды (для зерна). 1. Все мясо и
мясопродукты (за исключением бараньих почек) отварить в воде с луком
(половиной указанной нормы) до мягкости под крышкой в течение 2-3 ч на медленном
огне. Почки отварить отдельно в течение 1 ч, затем слить воду, в которой они
варились, и соединить их с остальным мясом. 2. Зерно (крупу)
разварить, в воде отдельно, добавить молоко после закипания и варить до
разваривания. 3. Приготовленные продукты
(пп. I и 2)
соединить и продолжать варить на медленном огне около 30 мин, после чего
вынуть мясо, остудить, нарезать его тонкими ломтиками и вновь положить в
бульон. 4. Курт развести в 2
стаканах мясного бульона, добавить сузьму, сливочное масло, чеснок, перец и
настаивать 3 ч (пока варится мясо). 5. Приготовленное мясо
(п. 3) снять с огня, влить в него вышеуказанную смесь (п. 4), хорошенько
размешать и вновь подогреть, постоянно помешивая, но не доводить до кипения. 6. Слегка отцедить катык,
смешать его с кумысом, влить отцеженную от сыворотки смесь в готовый, но
снятый с огня наурыз-коже, все время размешивая деревянной ложкой, не давая
свертываться молоку. Ашы-сорпа 500 г баранины, 250 г
конины (пашины), 75-100 r курдючного сала, 2 редьки, 4 луковицы, 3-4
помидора, 1 головка чеснока или 3-4 головки и зелень черемши или колбы, 1
стакан степной рубленой зелени (пастушья сумка, люцерна и т. д.) или 2 ст.
ложки петрушки, 1 ст. ложка кервеля, 2 яйца, 1-2 ст. ложки молока, 1 ч. ложка
муки, 0,5 ч. ложки молотого черного перца, 2-3 лавровых листа, 1,5 л кипятка. 1. Подготовленные кости
баранины и конину (одним куском) залить кипятком, сварить бульон. 2. Мякоть баранины
нарезать узкими тонкими полосками в виде толстой лапши и обжарить на
перекаленном курдючном сале в казане в течение 10-15 мин, добавить затем
нарезанный кубиками лук и редьку соломкой и продолжать обжаривать и тушить
еще 20-25 мин, добавляя по мере выкипания сока небольшое количество бульона.
Незадолго до готовности мяса добавить помидоры, нарезанные крупными дольками. 3. Полученный
мясо-овощной соус ввести в подготовленный бульон, добавить лавровый лист,
перец, посолить и довести до кипения. 4. Одновременно взбить
яйца и молоко и развести в яично-молочной смеси муку. Залить эту смесь на
разогретую с маслом сковороду и поджарить. Полученный плотный омлет нарезать
в виде крупной лапши и заправить им ашы-сорпу. 5. Сразу же после этого
всыпать в ашы-сорпу зелень, рубленый чеснок и дать потомиться под крышкой без
огня 3-4 мин. 6. Перед подачей на стол вынуть
из бульона конину, нарезать ее тонкими ломтиками и вновь опустить в бульон. 2.4.2Вторые блюда
Жал 1 кг конины Посолочная смесь: 25 г
соли, 1 ч. ложка сахара, 0,5 стакана черемши, 6 горошин черного перца. Рассол: 1 л воды,
указанное количество сухой по-солочной смеси. Жал - продолговатое
отложение жира в подгривной части конской шеи. Его надо вырезать с тонкой
прирезью мяса (не более 10% по весу), нарезать кусками во всю длину, сечением
2 см, натереть сухой посолочной смесью и плотно уложить в керамическую или
деревянную посуду на сутки, а затем дополнительно залить рассолом и выдержать
еще 2-3 суток, после чего жал замочить в холодной воде на 2 ч, затем промыть
в теплой воде и подвесить для просушки в течение минимум 10-12 ч*. После
этого жал следует коптить при температуре 45-50°С в течение 18 ч, затем
охладить при температуре 10-12°С в течение 4 ч и сушить в течение суток при
температуре 12°С. * Здесь и в дальнейшем
указанные мясные изделия можно использовать либо как полуфабрикат для
отваривания в просоленном виде, либо продолжать их дальнейшую обработку
копчением. Жай 1 кг конины (жанбас -
задняя нога) Посолочная смесь: 25 г
соли, 1,5 г сахара, 2 ч. ложки черного перца, 1 головка чеснока или кусочек
асафетиды величиной с горошину, 1 ч. ложка ажгона (индийский тмин). Рассол: 1 л воды,
указанное количество посолочной смеси. Верхний слой мышц с
поверхностным жиром снять с окорока кусочками полукруглой формы, натереть их
посолочной смесью и плотно уложить в керамическую или деревянную посуду,
оставить на сутки в холодном месте. Затем залить 3%-ным рассолом посолочной
смеси и выдержать 5-6 суток, после, чего мясо промыть, замочить на 1 ч, вновь
промыть в теплой воде и подсушить в течение нескольких часов. Подготовленный
таким образом жай может служить полуфабрикатом для вяления, варки или
копчения по типу к а з ы. Лишь после копчения жай сушат 3 суток при
температуре 12°С. 3.ЗаключениеКавказская кухня очень важна для мировой
кулинарии,так как там используется очень непривычные для цивилизованного
человека ингридиенты к примеру:конина и так далее.Кавказские народы очень
уважают свои традиции и следовательно кулинарию.Кавказские народы, как
немногие другие любят поесть.И любят они есть много и вкусно.Но у их кухни
специфические вкусы, которые не многим могут прийтись по вкусу.Их кухня
выделяется тем, что там в основном всё готовится на природе,на костре и на
подручных материалах.Но если вы попробуете приготовить их пищу, то у вас это
вряд-ли получится, так как у каждой кавказской семьи свои рецепты, и они
передаются по наследству, из уст в уста.По этому, если вы хотите попробовать
кавказской кухни, то я вам советую поехать на Кавказ и поверьте вы не
пожалеете. 4.Использованная литератураПохлёбкин В.В.-
Национальные кухни наших народов… Павлов Е.И.- Кавказ-как
он есть… Белошапкин А.Г.- А мы на
кавказе… Андреев А.В.- Кавказ-как
много в этом слове… |
![]() |