![]()
Пользовательского поиска
|
мощи языка, состоящего тоже из единичных предметов.[1]) “Всякий
раз, когда мы приступаем к объяснению некоторого предположительного закона
посредством новой предположительной теории более высокой степени
универсальности, — пишет К.Поппер, — мы открываем нечто большее о мире, мы
проникаем глубже в его секреты. И всякий раз, когда нам удается
фальсифицировать теорию этого рода, мы совершаем важное новое открытие. Ибо эти
фальсификации наиболее важны. Они учат нас неожиданности. И они снова убеждают
нас в том, что наши теории, хотя они сотворены нами, хотя они наши изобретения,
являются тем не менее подлинными утверждениями о мире: ведь они сталкиваются с
тем, что нами никогда не создавалось”[2]
Космогонический подход к науке, настраивающий на
целостное и самосогласованное научное мировоззрение, не был характерен для
раннего Поппера (до “Логики научного открытия”). Однако и молодой Поппер в
отличие от позитивистов, с которыми он был близок, неизменно подчеркивал
конструктивную роль метафизики, трактующей о высших принципах (причинах,
основаниях) бытия. Если позитивисты считали метафизические конструкции
неосмысленными, то Поппер — просто недостаточно разработанными в плане
эмпирической проверяемости. “Я не думаю, — пишет Поппер, — что найдется много
аргументов в пользу борьбы с метафизикой в целом или в пользу ожидания
чего-либо полезного от этой борьбы. Конечно, проблему демаркации науки и
метафизики необходимо решать. Однако следует признать, что многие метафизические
системы привели к важным научным результатам. В этой связи я могу упомянуть
систему Демокрита, а также систему Шопенгауэра, которая весьма напоминает
систему Фрейда... В то же время я полагаю, что надо бороться с метафизическими
системами, которые очаровывают и сбивают нас с толку. Очевидно также, что нам
следует делать то же самое с неметафизическими или антиметафизическими
системами, если они проявляют такую же опасную тенденцию”[3]
В предисловии к “Логике научного открытия” Поппер
уже характеризует свою философию науки как причастную к космологии — “познанию
мира, включая нас самих (и наше знание) как часть этого мира”. “Вся наука, —
пишет Поппер, — есть космология, и для меня значение философии не в меньшей
степени, чем науки, состоит исключительно в том вкладе, который она вносит в ее
разработку”[4]
![]() |