![]()
Пользовательского поиска
|
рациональности и критицизма, преломляющие в
философии науки тему духовной свободы человека.
Книга “Квантовая теория и раскол в физике” занимает
в творческом наследии Поппера особое место, которое определяется не только
творческой индивидуальностью Поппера, всегда проявлявшего к квантовой механике
интерес не стороннего наблюдателя, но активного участника, конструктивно
вторгавшегося в теоретическую физику, предлагавшего мысленные эксперименты и
интерпретационные модели, состоявшего в переписке с А.Эйнштейном и спорившего с
Н.Бором, В.Гейзенбергом и В.Паули. Место философии квантовой механики в
философии науки К.Поппера определяется также и той ролью, которую играет этот
раздел в философии науки. А именно: философия квантовой механики — один из
наиболее разработанных и изощренных разделов философии науки, раздел, где эта
дисциплина непосредственно контактирует с самой наукой, причем контактирует, не
только предлагая те или иные формулировки и решения трудных вопросов, встающих
в науке, но и осваивая математические и концептуальные методы самой науки.
Можно сказать, что философия квантовой механики служит парадигмой философии физики,
а если учесть место философии физики в философии науки (the philosophy of
science) вообще, то можно сказать, что философия квантовой механики служит
парадигмой по меньшей мере философии физики.
Поппер в своей интерпретации квантовой механики —
яркий оппонент копенгагенского подхода, сформулированного Н.Бором,
В.Гейзенбергом, В.Паули, а также отчасти М.Борном и П.А.М.Дираком. В этом
отношении его позиция сходна с позицией таких крупнейших физиков современности,
внесших вклад в развитие квантовой механики, как А.Эйнштейн и Э.Шредингер.
Поппер называет свою точку зрения на квантовую
механику неортодоксальной. Это вполне справедливо, ибо копенгагенская
интерпретатция квантовой механики была еще в 30-е годы принята большинством физиков
и затем изложена в основных учебниках по этой дисциплине: в пятом томе
“Теоретической физики” Л.Д.Ландау и М.Е.Лифшица и в двухтомной книге А.Мессиа.[1]
Одна из проблем, существенно определивших развитие философии науки в начале нашего века, получила название проблемы демаркации (этот термин был введен Карлом Поппером). Речь идет об определении границ между наукой и ненаукой. Сам Поппер характеризует свои интересы в этой области следующим образом: "В то время меня интересовал не
[1] Грязнов Б.С. Философия науки К. Поппера // Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982. С 184
![]() |