![]()
Пользовательского поиска
|
доски.
Может быть только такая машина, которая превращает в доски КОЕ-ЧТО.
Логическая модель Поппера предполагает новую
концепцию развития. Необходимо отказаться от поиска идеала, окончательно
верного решения, и искать оптимальное, удовлетворительное решение.
"Новая теория не только выясняет, что
удалось предшественнику, но и его поиски и провалы...Фальсификация, критицизм,
обоснованный протест, инакомыслие ведут к обогащению проблем." Не вводя
гипотез с кондачка, мы спрашиваем себя, почему предыдущая теория рухнула. В
ответ должна появиться новая версия, лучшая теория. "Однако,- подчеркивал
Поппер,- нет никаких гарантий прогресса".[1]
2.
Положения критического подхода Карл Поппер переносит и на социальные
процессы, обосновывая концепцию открытого общества, которое, по мнению Поппера,
характеризуется демократизмом, терпимостью к мнениям других людей, гуманизмом и
стремлением к политическому равенству, критическим рационализмом, позволяющим
осуществлять «контроль разума» за принятием политических решений, индивидуальной
ответственности за социальные действия (образ становящегося, открытого
изменениям). В соответствии со своим "принципом фальсифицируемости"
Поппер счел особенно важным обозначить круг основных противников политической
свободы. На мировоззренческом уровне таковыми становятся все сторонники
"объективной диалектики" и историцизма, готовые корежить реальность
под "идеальные проекты". Разумеется, в ХХ веке главными врагами
"открытого общества" были коммунизм и фашизм, а в последние
десятилетия еще и исламский фундаментализм. Но наиболее последовательный
противник человеческой свободы,- с точки зрения Карла Поппера,- греческий
философ Платон, теоретик "идеального государства". В идеальном
государстве правитель представляет себя носителем абсолютной истины.
Уничтожаются не только бунтари и смутьяны, но и поэты, носители всякой смуты.
Закрытое идеальное государство противостоит жизни как таковой, абсолютный дух
становится "духом бесчестия", оскорбляющим мир и человека.
Проанализировав
разные аспекты концепции научного знания Карла Поппера, мы видим, что существование
в условиях открытого общества предполагает не поиск положительных оснований
(так как они ведут к ограничению свободы, хотя в действительности их не
существует), а на решение проблемы поиска предпочтений в конкретных ситуациях.
![]() |