![]()
Пользовательского поиска
|
скульптур,
зданий, лежащие в библиотеках книги (которые, возможно, никем не будут
прочитаны), и даже возможные в будущем следствия из имеющихся теорий. [1]
Третий
мир создается человеком, но результаты его деятельности начинают вести свою
собственную жизнь. Третий мир - это "универсум объективного знания",
он автономен от других миров.
Поппер писал: "С нашими теориями
происходит то же, что и с нашими детьми: они имеют склонность становиться в
значительной степени независимыми от своих родителей. С нашими теориями может
случиться то же, что и с нашими детьми: мы можем приобрести от них большее
количество знания, чем первоначально вложили в них".[2]
Поппер не склонен называть их
онтологическими подмирами. Слово «мир» используется им вместо терминов
«материальное», «ментальное», «идеальное», имеющих множество коннотаций, и,
скорее, как метафора для различения качественных уровней реальности. Можно выделить
и больше «миров» (например, мир 3 подразделить на истинные теории и фантазии
или чистые возможности). Но это неважно. Важно то, что все три мира реальны:
реальны не только физические сущности, но и состояния сознания и содержания
мыслей человека. Генетически все миры связаны между собой; случайные
предрасположенности в физическом мире привели к возникновению органики,
психики, а мутация в животной психике привели к появлению языка и «полной
сознательности», а вместе с этим к трансценденции продуктов сознательности в
мир 3 («новые идеи имеют удивительную схожесть с генетическими мутациями»). С
созданием мира 3 «все миры открылись перед человеческим бытиём».
Рост
знания в "третьем мире" описывается Поппером следующей схемой
P -> TT -> EE -> P,
где
P - исходная проблема, TT - теория, претендующая на решение проблемы, EE -
оценка теории, ее критика и устранение ошибок, P - новая проблема.
"Вот каким образом, - пишет Поппер, -
мы поднимаем себя за волосы из трясины нашего незнания, вот как мы бросаем
веревку в воздух и затем карабкаемся по ней". [3]
Критицизм оказывается важнейшим источником
роста "третьего мира".
Мир 3 находится «нигде» и
относительно автономен. В пользу его автономности Поппер приводит два основных
аргумента:
[1] Цит. по: Овчинников Н.Ф. «Карл Поппер, наш современник, философ XX века». // Вопросы философии, 1992, №8
[2] Там же, стр. 56
[3] там же, стр 59
![]() |