![]()
Пользовательского поиска
|
имеющихся теорий, формулируя те условия, которые
должна выполнять удовлетворительная теория" [1].
Под
удовлетворительной теорией мыслитель подразумевает новую теорию, способную
выполнить несколько условий: во-первых, объяснить факты двоякого рода: с одной
стороны, те факты, с которыми успешно справлялись прежние теории и, с другой -
те факты, которых не смогли объяснить эти теории; во-вторых, найти
удовлетворительное истолкование тем опытным данным, согласно которым были
фальсифицированы существовавшие теории; в-третьих, интегрировать в одну целостность
проблемы – гипотезы, несвязанные между собой; в-четвертых, новая теория должна
содержать проверяемые следствия; в-пятых, сама теория так же должна быть
способной выдержать процедуру строгой проверки[2]. Поппер
считает, что такая теория не только плодотворна в решении проблем, но даже
обладает в определенной степени эвристической возможностью, что может служить
свидетельством успешности познавательной деятельности.
2.
ТРИ МИРА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Попперовская философия не только
критична, она полемична. Конструктивные идеи в ней всегда вынашивались в
процессе фальсификации и опровержения чьих-то взглядов – логических
позитивистов, идеологов тоталитаризма, лингвистических философов и др. В
60-70-х годах его критический взор привлекло начавшееся в англоязычной философии
наступление на «последний бастион» традиционной философии – философию сознания.
Смысл его можно определить словами Дж. Райла: «История двух миров – это миф»[3].
Разговор о сознании как «духе в машине» или своего рода «гомункулусе в теле»
неправомерен.
Наступление шло различными фронтами и под различными знамёнами (использовались теории У. Куайна, Г. Фейгла, А. Куинтона, Б. Скиннера, Д. Армстронга, Дж. Дж. Смарта). Сформировались различные позиции – теория тождества, психо-физический параллелизм, эпифеноменализм, функционализм и другие. При этом тон задавали физикалисты, по ряду принципиальных моментов продолжившие традицию неопозитивизма и предлагавшие снять проблему телесного и духовного. Согласно Герберту Фейглу, с которым Поппер общался ещё в период Венского кружка, проблема духовного и телесного снимается, если принять, что высказывание о ментальном тождественны высказываниям о телесном. Общий вывод различных версий физикализма состоял в том,
[1] Там же. С. 336.
[2] Там же. С. 366.
[3] Цит. по: Садовский В.Н. «Карл Поппер, Гегелевская диалектика и формальная логика». // Вопросы философии, 1995, №1.
![]() |