![]()
Пользовательского поиска
|
влиянием критики логический позитивизм ослабил свою
позицию введя положение в свою доктрину о частной эмпирической
подтверждаемости. Отсюда логически следовало, что достоверностью обладают лишь
эмпирические термины и предложения, выраженные с помощью этих терминов, другие
понятия и предложения, имеющие непосредственное отношение к законам науки,
признавались осмысленными (подтверждаемыми) в силу их способности выдержать
частичную верификацию.
Поппер, будучи близко знакомым со многими членами Венского кружка, имел
возможность изнутри изучить и понять то, чего хотели логические позитивисты,
Поэтому он достаточно быстро понял несостоятельность и нежизнеспособность их
логической доктрины научного знания. Понимая бесперспективность того пути, по
которому пошли логические позитивисты в поисках основания научного познания,
философ выбирает другое направление движения, ведущее к анализу развития научного
знания. На этом пути, в отличие от позитивистов, Поппер признает за философией
функцию формирования и развития научного знания.
Наука, по Попперу, - динамическая система, предполагающая непрерывное
изменение и рост знания. Это положение детерминировало иную роль философии
науки в научном познании: отныне задача философии сводилась не к обоснованию
знания, как это было в неопозитивизме, а к объяснению его изменения на основе
критического метода. Так, в "логике научного открытия" Поппер пишет:
"центральной проблемой теории познания всегда была и остается проблема
роста знания", а "… наилучший же способ изучения роста знания –
изучение роста научного знания"[1] В качестве
основного методологического инструмента для этой цели Поппер вводит принцип
фальсификации, смысл которого сводится к проверке теоретических утверждений
эмпирическим опытом. Чем же фальсифицируемость лучше верифицируемости и какова
логика рассуждения Поппера?
Объявив задачей методологии изучение механизмов роста научного знания,
Поппер основывается на понятой и воспринятой реальности, из которой состоит
сфера научного познания. По его глубокому убеждению, наука не может иметь дело
с истинной, ибо научно-исследовательская деятельность сводится к выдвижению
гипотез о мире, предположений и догадок о нем, построению вероятностных теорий,
и законов; таков общий путь познания мира и приспособления наших представлений
о нем. Поэтому было бы, мягко говоря, несерьезно какие-то из этих представлений
принимать за истинных, а от каких-то отказаться, т.е. нет универсального
механизма, который бы мог выявить из многообразия существующих знаний какие из
них истинные, а какие являются ложными.
![]() |