![]()
Пользовательского поиска
|
получить лишь ученую степень. 17 апреля 1755 года
Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию "Об
огне" и через четыре недели сдает устный магистерский экзамен. 12 июня
1755 года в Кенигсбергском университете состоялся торжественный акт возведения
молодого философа в ученую степень. Однако, получение степени магистра не
означало автоматического принятия в состав преподавателей университета. Для
того, что бы получить право читать лекции, Канту предстояло пройти габилитацию
(так именовалась защита специальной диссертации в публичном диспуте). Новая
диссертация Канта называлась "Новое освещение первых принципов
метафизического познания". Защитив ее, ученый получает звание
приват-доцента, т.е. внештатного преподавателя, труд которого оплачивался
самими студентами. В первую свою университетскую зиму Кант читал логику,
математику, метафизику, естествознание. Затем к ним прибавилась физическая
география, этика и механика. В то время не создавалось культа из узкой
специализации, и будущий философ смог полностью проявить свои разносторонние
знания. Его лекции пользовались неизменным успехом среди студентов. Минимальная
нагрузка составляла 16-ть, а максимальная - 28-мь часов в неделю. Естественно,
что во второй половине 50-х годов Кант почти ничего не пишет. Самым
значительным трудом этого периода, можно назвать диссертацию "Физическая
монадология", которую Кант написал, безрезультатно претендуя на
экстраординарную (без оклада) профессуру. Преподавание поглощает все время и
все силы, но безбедное существование обеспечено. В этот период естественно -
научные материи по - прежнему занимают доминирующее положение в духовных
исканиях Канта, но наряду с этим усиливается и интерес к философии. Первой
собственно философской работой была габилитационная диссертация "Новое
освещение первых принципов метафизического познания". В ней Кант исследует
установленный Лейбницем принцип достаточного основания. Он проводит различие
между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и
логическим основанием. В этих рассуждениях Канта содержится зародыш будущего
дуализма: мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны. Принцип
достаточного основания философ соотносит с поведением человека. Так в этой
диссертации впервые возникает проблема свободы, которая в будущем превратится в
лейтмотив всего творчества Канта. Он считает, что идея определяющего основания
не противоречит свободе. Он понимает свободу как сознательную детерминизацию
поступка, как приобщение к воле мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту
идею, философ придет к выводу, что человек не может полагаться только на свои
влечения, так как все они жестко детерминированы природой, и поступать в
соответствии с ними - значит оставаться животным. В целом в этой диссертации
Кант отстаивает лейбницианско-вольфианскую точку зрения. Хотя в некоторых
существенных деталях, например при разрешении проблемы взаимоотношения души и
тела, ему ближе идеи Ньютона. Что касается гармонии бытия и его всеобщей
устремленности к благу, то он пока в этом не сомневается.
Значительное влияние на жизнь и творчество Иммануила
Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно,
Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими
войсками. В составе Российской империи появилась новая административная
единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице
Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принес присягу и
Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирное население. Несмотря на
войну, занятия в университете не прерывались. Напротив, к обычным лекциям
прибавились еще и занятия с русскими офицерами. Кант читал для русских
фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографы философа считают, что его
слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица,
как будущий екатерининский вельможа Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда
подполковник, навещавший в Прусской столице своего отца генерала В.И. Суворова.
![]() |