![]()
Пользовательского поиска
|
только как революция в образе мыслей и чувств самого
человека и требует для этой цели наличия общественной потребности в добре.
Переживание вины (своей собственной или чужой, к который ты лишь сопричастен) -
основа морали. В учении о религии четко проявился историзм кантовского
мышления. Кант видит изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей,
затем первый, еще не совершенный тип религии, который называется
"богослужебным". Третий этап - вера разума. Богослужебная религия
рассчитана на снискание благосклонности верховного существа, которое можно
умилостивить путем почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и
обрядов. Человек льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без
того, чтобы самому стать лучше. Религия разума - это чистая вера в добро, в
собственные моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, без
переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа жизни,
которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог - это моральный закон,
как бы существующий объективно, это - любовь, - так говорится на страницах
"Метафизики нравов", наиболее поздней этической работы автора.
Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как программу
человеколюбия. Совершенствуя эту программу, он пытается обосновать ее
теоретически.
![]() |