![]()
Пользовательского поиска
|
Путь критики
Шли годы. Голос Канта в печати умолк надолго. После
диссертации "О форме и принципах ...", и кроме двух заметок по поводу
"Филантропина", философ напечатал лишь рецензию на книгу Москати о
различии в строении тела людей и животных, а также уведомление о лекциях на
1775 год ("О различных человеческих расах"). Молчание длилось одиннадцать
лет. Новая книга не получалась. Так медленно Кант еще никогда не работал.
Что-то главное все время ускользало. Обретенная, казалось бы, истина вновь
оборачивалась неразрешимой загадкой. Наконец "Критика чистого разума"
была написана. Большие куски были созданы давно, поэтому весной и летом 1780
года Канту удалось завершить работу. Он знал слабости книги - главным образом
стилистические, но переписывать ее сил уже не было, к тому же ему не терпелось
вынести свое детище на суд общественности. Первоначально Кант хотел посвятить
книгу Ламберту, проявившему столь живой интерес к его теоретическим исканиям,
но того уже два года не было в живых. В марте 1781 года философ написал
посвящение министру Цедлицу, а в мае книга увидела свет.
Предисловие к "Критике чистого разума"
начинается с цитаты из Френсиса Бэкона. В свое время Бэкон выступил с критикой
схоластического разума и житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые
догмы и укоренившееся предрассудки, проверять на опыте все положения,
претендующие на истинность. Кант видел себя продолжателем этого начинания. Свою
задачу философ видит в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два
вида одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания -
догматизм и скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которому
принадлежала идея разделения всех философов на скептиков и догматиков. Первые
пребывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счет
придерживаются четкого ("догматического") взгляда. Кант предлагает третий
путь - единственно здравый, по его мнению, - путь критики. Причем речь идет не
о критике каких - либо книг и философских систем, а о критике самого разума,
взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы то ни было опыта.
Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его в дело.
Созрел ли разум для самокритики? Кант не сомневается в своевременности своего
начинания.
Познакомимся теперь с некоторыми основными идеями "Критики чистого разума". Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, по выражению философа, "априорный" (доопытный) характер. Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное - всеобще и необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во - первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во - вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыт косвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят
![]() |