![]()
Пользовательского поиска
|
ü Проведение собеседования и отбор
О важности создания на
собеседовании такой атмосферы, чтобы претендент чувствовал
себя непринужденно, уже
упоминалось. Вероятно, первоначальная напряженность между
проводящим собеседование и претендентом
может создать трудности для них обоих, поэтому, чем скорее
напряжение снизится, тем лучше. Один из способов, который
уже предлагался, -
найти общую тему
для беседы с претендентом. Если
такой нет, тогда
несколько фактических вопросов, на которые почти наверняка претендент
знает ответы, они помогут
ему стать более уверенным в себе. И роль
проводящего собеседование будет
тогда заключаться в том, чтобы руководить и
умело направлять собеседование с целью выявления сведений, нужных
для принятия решения.
Очевидно, что хорошо
сформулированные вопросы будут играть существенную роль, и именно в этом
многие проводящие собеседование терпят
неудачу. Знаменитое стихотворение Киплинга: "Я держу 6 честных слуг (они
научили меня всему,
что я знаю); их зовут "Что?",
"Почему?", "Когда",
"Как?",
"Где?" и "Кто?", - напоминает нам об одном
важном ориентире для
формулировки хороших вопросов. На такие вопросы нельзя
ответить словами "Да" или
"Нет". Претендент
будет вынужден выражать
свое мнение, описывать,
что с ним произошло, объяснять
действия, которые он предпринял, а его ответы будут
вызывать новые вопросы и это
будет способствовать успешному развитию собеседования.
Имеет также смысл
задавать и общие
вопросы типа "Какой предмет
вы больше всего любили, когда
заканчивали школу?". Этот вопрос
более предпочтителен, чем
"Вам нравилось изучать историю?". На последний вопрос
можно ответить: "Да", "Нет", тогда незадачливому интервьюирующему
придется задавать подобные вопросы по
всем предметам учебного
плана без особого успеха. Однако первый вид
вопроса выявит важные предметы, которым претендент
отдает предпочтение, и
позволит их дальнейшее
выяснение посредством уточняющих вопросов.
Иногда вопросы бывают слишком прямые. Прогнозируемый ответ
на: "Вы интересуетесь
вопросами подготовки кадров?" - слишком очевиден. "Как
вы подходите к
решению вопросов подготовки кадров?" выявит
степень, с которой увлечение подготовкой кадров сменяется принятием
конструктивных решений. 0 чем бы вы ни говорили, самое лучшее избегать обсуждения практических
вопросов на абстрактном уровне.
Вместо "Как важно
стимулировать людей, которые работают у вас?", предпочтительнее спросить
"Как вы это делаете?", "Как вы это делали?". Всегда
обращайте пристальное внимание на то,
что было сделано в прошлом, каковы запросы
и амбиции претендента,
потому что анализ
прошлой деятельности служит лучшим ориентиром для перспектив в будущем.
Дела человека более важны, чем теоретические рассуждения и
личное мнение. В вопросах нужно всегда обращаться к этому;
"Что вы сделали? Как
вы реагировали в
этих обстоятельствах?". Наводящие вопросы,
которые подсказывают претенденту
ответ, бесполезны: "Вы
ничего не будете иметь против, если вам придется бывать в
разъездах трое суток в неделю, так ведь?" Вопросы, которые дублируют
уже имеющуюся информацию, также
пустая трата времени.
Претендент, конечно, общается
с вами не только при помощи слов.
О внешности уже упоминалось.
Нервное состояние будет проявляться по-разному
и здесь необходимо быть
осмотрительным. Вполне понятно, что в
ситуации определенного стресса в процессе собеседования некоторые
признаки нервного состояния
будут очевидны, особенно если претендент неопытен. Если эти признаки не
очень велики, будет
вполне разумным рассматривать их как
нормальные для эмоционального напряжения.
![]() |