![]()
Пользовательского поиска
|
Исследование
межличностных отношений в работах психологов.
Отношения людей представляют реальность особого
рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к
взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для
жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений.
Чрезвычайная субъективная значимость отношений с
другими людьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов и
психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и
исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической
психологии, транзактном анализе и т.д. пожалуй, исключение составляет только
культурно-историческое направление, где межличностные (или человеческие)
отношения практически не были предметом специального рассмотрения или
исследования, несмотря на то, что упоминание о них встречается постоянно.
Достаточно напомнить, что отношение к миру всегда опосредованно отношением
человека к другим людям, что социальная ситуация развития составляет систему
отношений ребенка с другими людьми, что отношения с другими людьми являются
органически необходимым условием чеовеческого развития. Но вопрос о том, что
такое сами эти отношения, какова их структура, как они функционируют и
развиваются, не ставился и полагался самоочевидным. В текстах Л.С.Выготского и
его последователей отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий
объяснительный принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет
роль посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно,
теряют свое субъективно-эмоциональное и
энергетическое наполнение.
Исключение составляют работы М.И.Лисиной, в которых
предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как
деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с
другими и образ себя и другого.
Следует подчеркнуть, что в центре внимания М.И.Лисиной и ее сотрудников была не только и не столько внешняя, поведенческая картина общения, сколько его внутренний, психологический пласт,
![]() |