![]()
Пользовательского поиска
|
Выявление
психологических предпосылок
активности личности ¾ одна из наиболее важных
проблем в психологической науке. С одной стороны, своими корнями она уходит в
поставленные в начале ХХ столетия проблемы теоретического и экспериментального
изучения мотиваций поведения человека. С другой ¾ любая практическая
деятельность психолога и педагога (в проблемных ситуациях) заставляет искать
первопричины активности личности: эту активность необходимо либо поддерживать и
развивать, либо возрождать, либо содействовать ее изменению к лучшему.
В практической деятельности работающего с молодежью
психолога возникает множество вопросов. Они могут быть связаны и с
необходимостью психологической помощи при невротических отклонениях в развитии
личности, и с поиском психологических оснований коррекционной работы при разных
формах отклоняющегося поведения, при снижении активности в учении,
производственном обучении, труде, в жизни в целом. Естественно, что научные
представления об основаниях продуктивной активности личности могут стать
своеобразной точкой отсчета для объяснения активности непродуктивной. Найдя эти
основания и установив их связь с объективной действительностью, можно уже в
каждом отдельном случае пытаться организовать те условия, в которых
конструктивным образом происходила бы активизация личности.
Но как построить отношения с человеком таким
образом, чтобы не директивно, не нанося ущерба, войти во взаимодействие с ним
как с личностью и вызвать при этом определенный благотворный, активизирующий
личность эффект? Вопрос этот сугубо практический. Однако для психологии он
оборачивается серьезной фундаментальной проблемой.
Один из возможных подходов к изучению
психологических оснований активности личности заключается в том, чтобы
рассмотреть отношения человека с другими людьми в качестве «ядра», основания
такой активности. При этом отношения рассмотреть как совокупность, как
целостность, как систему, в их отраженном, субъективированном, ставшем
достоянием личности бытия. Этот подход и реализуется в нашей работе.
![]() |