Пользовательского поиска
|
принимает форму страстного увлечения, когда во
взрослом видят живое воплощение своего идеала.
Но потребность в дружбе со сверстниками еще сильнее.
Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и
собственной откровенности с ними является в юности максимальной, значительно
превосходя все прочие взаимоотношения. От друга старшеклассник ждет оценок не
только максимально близких к его собственной самооценке, но и превышающих ее.
Это значит, что дружба выполняет специальную функцию поддержания самоуважения
личности.
Дружба иногда выступает и как своеобразная форма
психотерапии, позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти
подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.
Для понимания психологических отличий дружбы
взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное
завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения
и деятельности; появление новых интимных привязанностей.
Образ «Я», который у юноши еще только формируется, у
взрослого человека уже сложился в определенную устойчивую структуру. Жизненный
опыт позволяет ему более или менее реалистически оценивать себя, свои
достижения и возможности. Взрослый человек научается соизмерять свои притязания
с возможностями, его сознание более предметно, менее эгоцентрично, нежели
юношеское, поэтому потребность в психологическом «зеркале» у него снижается.
Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе, теперь отходит на задний
план, и дружеское общение в значительной мере теряет свою исповедальность.
Чтобы разрешить многие проблемы и трудности, обусловленные преувеличением
собственной уникальности, непохожести на других, юноше иногда достаточно
высказать их вслух, поделиться с другом. Проблемы, волнующие взрослого
человека, значительно сложнее, простым разговором их не разрешить. Поэтому
общение с друзьями имеет более предметный характер.