![]()
Пользовательского поиска
|
инициативы и социальной ответственности. Поведение
ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и
рационально:
*
родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их
обсуждение подростком;
*
власть используется лишь в меру необходимости;
*
в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
*
родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не
считает себя непогрешимым;
*
он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его
желаний.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в
сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей
незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они
кажутся необоснованными вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию
и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у юношей ощущение, что
родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители
не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния ¾ школы, сверстников, средств массовой коммуникации ¾ часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление
родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности
со слабым «Я».
Больше всего детям в юношеском возрасте хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как ты? Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно. Однако взаимоотношения
![]() |