![]()
Пользовательского поиска
|
к саморегуляции личностей, находящихся в подчиненном
или зависимом положении.
Родители и дети.
Одна из главных особенностей подросткового и раннего
юношеского возраста ¾ смена значимых лиц и
перестройка взаимоотношений со взрослыми.
«Мы и взрослые» ¾ постоянная тема
подростковой и юношеской рефлексии. Одной из самых важных потребностей
юношеского возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки
родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и
порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция в отношениях
старшеклассников с наиболее значимыми для конкретными взрослыми, которые
являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями
общества взрослых в целом, ¾ родителями и учителями?
Из факторов социализации, рассматриваемых по
отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как
первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего,
когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение,
род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка
воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия
накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального или
психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы
от их семейных условий в настоящем или в прошлом.
Значительное влияние на личность юношей оказывает
стиль их взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их
социальным положением.
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, «подкрепление»: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение
![]() |