![]()
Пользовательского поиска
|
Наконец, в-третьих, как защитить отвоеванные за
четверть века позиции от нажима азиатских конкурентов, прозванных "бандой
четырех"? Ведь Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур используют сочетание
новой, закупленной за рубежом технологии с дешевой рабочей силой—то есть те
самые преимущества, на которые в 50-х и 60-х годах опиралась Япония.
Словом, как внутренние, так и внешние факторы
поставили на рубеже 80-х годов правящие круги Токио перед необходимостью
пересмотреть экономическую стратегию послевоенных десятилетий и вновь
радикально видоизменить промышленную структуру Японии.
В середине 50-х годов японский производственный
потенциал, основой которого с довоенных лет служила легкая промышленность, был
переориентирован на тяжелую и химическую индустрию. Это соответствовало росту
мирового спроса на сталь, суда, продукты нефтехимии.
В 80-х годах взят курс на преимущественное развитие
наукоемких производств при сдерживании энергоемких и материалоемких отраслей,
особенно тех, которые наиболее пострадали от вздорожания нефти, а также от
возросшей конкуренции со стороны "банды четырех". В ходе такой
перестройка предстоит постепенно свернуть, то есть принести в жертву даже многие
отрасли, которые прославили послевоенную Японию, например металлургию, судостроение,
бытовую электротехнику.
Новая экономическая стратегия предусматривает также
перенос производственных, мощностей—особенно если они занимают много земли,
потребляют много энергии и сильно загрязняют окружающую среду—за пределы
Японии. Курс, попросту говоря, взят на то, чтобы по возможности экспортировать
"когай" в другие страны. Проектируются, например, танкеры, которые
станут плавучими нефтеперегонными заводами. Они сделают свое дело на долгом
пути от Персидского залива, оставляя дым и копоть на океанских просторах,
вместо того чтобы окуривать японское небо.
Другой, более распространенный путь — приобретать
рудники и строить заводы за рубежом. Японские предприниматели стали все чаще
вкладывать капиталы в других странах, чтобы более надежно обеспечить
потребности в сырье, использовать дешевизну рабочей силы, а нередко и чтобы
обходить таможенные барьеры. (Если, скажем, телевизор фирмы "Сони" сошел
с конвейера в Ирландии, в странах "Общего рынка" его можно продавать
беспошлинно.)
Выше говорилось, что из-за отсутствия собственных
природных ресурсов Япония вынуждена быть гигантским перерабатывающим заводом и
одновременно — экспортно-импортной фирмой. Теперь ставка делается на то,
чтобы Япония все больше становилась конструкторским бюро и главным сборочным
цехом, куда поступали бы полуфабрикаты и детали из цехов-филиалов,
расположенных в других государствах. Нетрудно видеть, что монополии хотели бы
распространить выгодное им сочетание "утесов" и "песчинок"
за пределы японских рубежей.
— Промышленная слава послевоенной Японии родилась в
области электрификации быта, — говорит президент фирмы "Ниппон дэнки"
господин Кобая-си. — Но это направление уже себя исчерпало. Не только потому,
что отечественный рынок в основном насыщен бытовой электротехникой — почти
каждая семья имеет электрическую рисоварку, холодильник, стиральную машину.
Дело, прежде всего в том, что новинки, благодаря которым Япония совершила успешный
прорыв на мировые рынки в 50-х и 60-х годах, перестали быть ее монополией.
Гонконгу потребовалось десять-пятнадцать лет, чтобы освоить выпуск портативных
транзисторных приемников, и примерно такой же срок, чтобы начать производство
цветных телевизоров. Будущее Японии—наукоемкие производства. Сочетание
компьютеров с телекоммуникационным оборудованием открывает новые возможности
для накопления и распространения информации для передачи на расстояние как
текстов, так и изображений. Это позволяет сделать реальностью электронную
почту, электронную газету, даже электронную справочную библиотеку. Словом,
если прежде мы экспортировали овеществленный труд, то впредь основой японского
экспорта должен стать овеществленный разум...
![]() |