![]()
Пользовательского поиска
|
вод. Наконец, это воздух, отравленный дымами тысяч
труб, родивший новую болезнь-''астму Амагасаки''.
К числу
стихийных бедствий, издавна угрожающих Японии, добавилось еще одно,
порожденное стихией капиталистического хозяйства. Новоиспеченное слово "когай"
(его употребляют вместо громоздкого , термина "загрязнение природной среды
промышленными отходами") стало в Японии 80-х годов таким же ходовым, как
в 50-х и 60-х годах было слово "ВНП".
Последствия нездоровой концентрации промышленности,
бесконтрольного роста городов стали в наш век общемировым явлением. Но, чтобы
представить себе, насколько страдает от этого Япония, недостаточно лишь
сопоставить с ведущими индустриальными странами объем ее валового
национального продукта как основного показателя экономической активности.
Чтобы понять остроту проблемы "когай" для
японцев, считает шведский экономист Хакан Хедберг нужно, посмотреть, сколько
ВНП приходится на каждый квадратный километр за вычетом непригодных к освоению
горных склонов и возделанных полей. По расчетам Хедберга, такое
"пространство для работы и жизни" составляет в Японии.46 тысяч
квадратных километров. Это почти столько же, сколько в Англии, и в сорок раз
меньше, чем в Соединенных Штатах. А поскольку японский ВНП составил к началу 80-х
годов почти половину американского, на единицу территории японских равнин
производится, стало быть, примерно в двадцать раз больше продукции, чем в США.
К 80-м годам наращивание производственных мощностей
дошло до критического рубежа, когда обозначилась нехватка земли, воды и даже
воздуха. Такие выражения, как "охрана окружающей среды",
"качество жизни", перестали быть уделом узкого круга специалистов.
Даже газеты и телекомпании, которые пели хвалебные гимны божеству по имени
"ВНП", принялись предавать анафеме побочное детище этого божества —
"когай".
На рубеже 80-х годов стало очевидным, что Япония в
основном исчерпала те преимущества, на которые она опиралась в течение первых
послевоенных десятилетий: дешевая и образованная рабочая сила; дешевое
привозное сырье и топливо; доступная по сходной цене зарубежная технология;
ставка на новые виды продукции для прорыва на мировые рынки.
Обострение социальных проблем, которыми в угоду
росту производства слишком долго пренебрегали; повышение зарплаты до уровня
западноевропейских стран и трудности с омолаживанием рабочей силы; вздорожание
нефти, руды—все это тормозит развитие экономики и внешней торговли Японии. Все
это ставит нелегкий вопрос: как поведет себя "велосипедная
экономика" на иных, сниженных скоростях?
И вот как раз на этом драматическом рубеже, именно в
ту пору, когда разительно выявились несуразицы и перекосы однобокого развития,
когда разрыв между возросшими потребностями и реальностями обострил социальную
напряженность внутри страны—именно в этот период Япония с небывалой силой
ощутила внешнюю уязвимость своей экономики.
Зависимость от привозных ресурсов и прежде являла
собой слабое место Страны восходящего солнца. Но никогда еще уязвимость эта не
напоминала о себе столь тревожно. Можно ли надеяться на стабильность поставок
сырья, и прежде всего нефти, поступающей из такого взрывоопасного района, как
Ближний Восток?
В начале 40-х годов, когда 80 процентов необходимой
Японии нефти шло из Соединенных Штатов, Токио, ответил на американское нефтяное
эмбарго ударом по Пирл-Харбору. Но, даже обладая военно-морским флотом, который
считался одним из самых сильных в мире. Страна восходящего солнца оказалась не
в состояний обеспечить поставку трех миллионов тонн нефти в год. Где уж
уповать на военную силу, когда японская экономика поглощает почти по миллиону
тонн нефти в день!
Во-вторых, к чему приведет растущее сопротивление
японской внешнеторговой экспансии со стороны развитых государств? Не окажутся
ли рынки Северной Америки и Западной Европы закрыты протекционистскими мерами
из-за хронического перекоса торгового баланса в пользу Японии, которая умудряется
неизменно ввозить в эти страны больше товаров, чем вывозить оттуда?
![]() |