![]()
Пользовательского поиска
|
нельзя назвать положительным фактором, в
государственном бюджете Японии очень низка доля расходов на социальные нужды.
(Этот показатель в два-три раза ниже, чем в Англии и других Западноевропейских
странах.) За последние четверть века главной заботой правительства было помочь
монополиям ускоренно наращивать производственные мощности, пренебрегая
благосостоянием народа.
Ниже
подробнее поговорим о том, сколь дорогой ценой пришлось расплачиваться
стране за лозунг:
"ВНП—превыше всего".
Еще одна примечательная черта экономики Страны
восходящего солнца. Широкий импорт зарубежной технической мысли, на которую
сделали ставку японские предприниматели, не сопровождали столь же широким
притоком прямых иностранных капиталовложений. Японцы охотно занимали за рубежом
деньги, они не жалели средств на покупку лицензий и патентов, но всячески
противились появлению на японской земле предприятий, где хозяйничали бы иностранцы.
К началу 80-х годов Япония стала одним из ведущих
экспортеров мира. Однако считать, что ее экономическое развитие целиком
опирается на внешнюю торговлю, было бы неверно.
Американский публицист Уильям Форбис так рисует
несколько упрощенную, но наглядную схему японской экономики. Страна восходящего
солнца ввозит из-за рубежа почти все сырье и топливо, необходимое для ее
гигантской индустриальной машины. Обогащая это сырье своим трудом и умом,
японцы повышают его стоимость примерно в десять раз. Япония сохраняет девять
десятых готовой продукции для собственных нужд, а оставшуюся десятую часть экспортирует,
чтобы получить деньги на новые закупки сырья и топлива.
Доля японского экспорта в валовом национальном
продукте составляет лишь примерно 10 процентов. Более низкую экспортную квоту
среди развитых капиталистических стран имеют только Соединенные Штаты, в то
время как в Англии она составляет 17, в ФРГ—25, в Голландии—34 процента. Как ни
парадоксально, в 80-х годах Япония зависит от экспорта меньше, чем в 30-х,
когда дешевый текстиль, который она сбывала в Азии, составлял 30 процентов ее
ВНП. Большая часть современных японских автомашин и цветных телевизоров предназначается
для японских дорог и японских жилищ.
ПРОГРЕСС ЗА СЧЕТ ГАРМОНИИ
Японские предприниматели радели лишь о расширении
производственных мощностей, гипнотизировали себя цифрами роста валового
национального продукта. Но чем гуще становился лес заводских труб, тем
болезненнее сказывалось отставание социальных тылов, давали о себе знать
нездоровая концентрация индустрии и населения в отдельных районах, загрязнение
природной среды промышленными отходами.
Японские дельцы куда щедрее, чем их западные
соперники, вкладывали средства в обновление техники и технологии. Зато они
были до неразумности скупы в затратах на все то, что обслуживает производство
и самого труженика. Рывок индустрии к переднему краю научно-технического
прогресса был совершен на фоне и за счет отставания транспортной сети,
коммунального хозяйства, жилищного строительства. Уже говорилось, что на
социальные нужды в японском бюджете выделяется в два-три раза меньше средств,
чем в других развитых капиталистических странах.
Поселок Амагасаки. Здесь воочию видишь отрицательные последствия перекосов, навязанных стране монополистическим капиталом. Амагасаки—это чудовищная теснота. Именно здесь, в Тихоокеанском промышленном поясе, на пяти тысячах квадратных километров вынуждены жить и трудиться 50 миллионов человек. Это место, где земля оседает, потому что для промышленных нужд из почвы выкачано слишком много грунтовых
![]() |