![]()
Пользовательского поиска
|
квадратный километр японский территории приходится
72 метра побережья, вдвое больше, чем в другой островной стране — Англии, и в
двенадцать раз больше, чем в США,
Извилистая береговая линия Японских островов
благоприятствует тому, чтобы почти каждое промышленное предприятие,
перерабатывающее импортное сырье в экспортную продукцию, имело собственный
порт.
Старые металлургические заводы строились вблизи
угольных шахт Кюсю или Хоккайдо. После войны их стали создавать "на
воде". С одной стороны насыпного участка оборудуется приемный порт, где
руда, уголь и другое сырье прямо с судов поступают в обработку. А на
противоположной стороне отвоеванной у моря территории создается отгрузочный
порт, куда поступает готовая продукция. Именно так были задуманы и построены
15 новых металлургических комбинатов, благодаря которым Япония обеспечила
потребности своей индустрии и стала поставщиком стального листа и труб на
мировой рынок.
Став продолжением цехов, порты сократили до минимума
нужду в железнодорожных перевозках. Япония сейчас почти не знает товарных
поездов. Подсчитано, что доставить тонну коксующегося угля морем из Австралии
в Японию дешевле, чем по железной дороге из Рура в Лотарингию.
Словом, пользуясь преимуществами морских перевозок,
японские фирмы предпочитали покупать сырье в наименее обработанном виде, чтобы
максимально обогащать его человеческим трудом, то есть тем видом ресурсов,
которым страна наделена в достатке.
На каком-то этапе отсутствие собственной добывающей
промышленности облегчило Японии задачу сравняться с западными соперниками и
даже перегнать их. Однако обострение конкурентной борьбы на мировом рынке,
особенно в области энергетических ресурсов, все чаще напоминает об уязвимости
японской экономики, ее зависимости от зарубежных источников сырья и энергии.
Тем не менее разгон был взят. В гонку со своими
западными соперниками Япония вступила "налегке".
Первой отраслью, в которой Япония завоевала мировое
первенство, стало судостроение. Можно напомнить, что еще в годы второй мировой
войны под японским флагом ходили два крупнейших в мире линкора—"Ямато"
и "Мусаси".
В 1955
году, то есть как раз в ту пору, когда Япония вышла на первое место в мире по
судостроению, в США появился первый приемник на транзисторах. Однако
перспективность этого события в радиотехнике прежде американцев оценили японцы.
Буквально несколько месяцев спустя фирма "Сони" выпустила в широкую
продажу карманный радиоприемник. Он положил начало "буму транзисторов"—массированному
прорыву на мировой рынок совершенно нового вида продукции с маркой
"Сделано в Японии".
''Не столько нашей изобретательностью, сколько
умением распознавать неиспользованные возможности чужих изобретений, нам
удается опережать зарубежных конкурентов'',—отмечает г-н Масару Ибука,президент
фирмы ''Сони''
Президент "Сони" любит повторять, что
теряет интерес к продукции, как только она перестает быть новинкой. Едва
выпуск миниатюрных радиоприемников на транзисторах освоили другие японские
компании, "Сони" сделала ставку на цветные телевизоры. Благодаря их
высокому качеству и надежности, она сумела победить в конкурентной борьбе даже
американские фирмы, которые специализировались на телевизионной технике еще с
довоенных лет.
Чтобы не терять времени иа научные исследования и на
внедрение новых открытий в производство, японские предприниматели сделали
ставку на импорт зарубежной мысли, на массовое заимствование из других стран
передовой техники и технологии.
Ставка на импорт зарубежной технической мысли в
целом оправдала себя, хотя имела и отрицательные последствия. Она привела к
отставанию фундаментальных наук. Японские ученые сосредоточили внимание на
прикладных исследованиях, видели свою задачу лишь в том, чтобы приспосабливать
заимствованную технологию для массового производства.
Вплоть до 70-х годов американские и западноевропейские фирмы продавали свои лицензии в патенты сравнительно дешево. Им казалось, что эта технология все равно скоро устареет
![]() |