![]()
Пользовательского поиска
|
Соседство утесов и песчинок, точнее говоря, их
своеобразная взаимозависимость и взаимодействие показывает, что излюбленной
формой предпринимательства в Японии стал концерн, позволяющий объединить в
производственные комплексы множества предприятий без прямого поглощения их.
Когда конъюнктура благоприятна, связи со средними и
мелкими предприятиями приносят крупным
компаниям дополнительные прибыли, позволяют им наживаться на дешевизне рабочей
силы, снижать издержки производства. Зато при кризисных толчках именно мелкие
и средние предприятия, именно слой песчинок служит тем буфером, который
принимает на себя удар и позволяет
утесам монополистического капитала сохранять устойчивость.
Крупной японской компании выгодно иметь много
субподрядчиков, но нет расчета "проглатывать" их. Ведь чем меньше
людей имеет капиталист в штате своей фирмы, тем легче ему сопротивляться нажиму
профсоюза, тем ограниченнее результаты борьбы трудящихся за свои права.
Напрашивается
вывод, что существование множества средних и мелких предприятий оказалось в
специфических условиях Японии не помехой для модернизации индустрии, а одной
из скрытых пружин этого процесса. Устремившиеся ввысь утесы во многом обязаны
своим величием соседству песчинок.
СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РЫВОК
Япония — это страна, где природа и человек состязаются
в неистовстве. Здесь постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил.
Но здесь же на каждом, шагу видишь следы упорнейшего человеческого труда.
Японская, природа не только жестока, но и скупа. Пять шестых территории страны,
составляют крутые горные склоны. А лишь одна шестая остается человеку—тут и
поля, возделанные словно клумбы и города, и заводы. Япония столь же гориста,
что и Швейцария, но ее равнинная часть заселена при этом в пять раз плотнее.
Есть меткое сравнение: если американцы измеряют
эффективность во времени, то японцы—в пространстве. В стране вулканов и
землетрясений, в стране, где слишком много гор, но слишком мало дела для
горняков, природные возможности служат скорее контрастом тому, что создает
человеческий труд.
Ведь Япония, которая спускает на воду больше
половины строящихся в мире судов, которая сравнялась с Соединенными Штатами по
выплавке стали и опередила их по производству автомашин—эта страна создала
свой производственный потенциал почти целиком на привозных ресурсах.
Металл, из которого созданы каркасы цехов и
небоскребов, станки и автомобили,— весь этот металл привезен в виде руды из
других стран. Нефть, которая приводит в движение моторы автомашин и турбины
электростанций, дает жизнь индустрии, доставлена гигантскими танкерами из-за
морей. Даже каждый грамм хлопка или шерсти в одежде людей тоже откуда-то
транспортирован.
Япония вынуждена ввозить 80 процентов необходимого
ей промышленного сырья и почти 30 процентов продовольствия. Чтобы существовать
в подобных условиях, стране приходится быть гигантским обрабатывающим заводом
и одновременно экспортно-импортной фирмой. Как можно дешевле приобрести сырье и, обогатив его вложенным трудом,
как можно выгоднее сбыть в виде готовой продукции — такова стратегия японских
предпринимателей.
Как же удалось Японии в столь неблагоприятных
условиях совершить в 1955—1980 годах стремительный рывок вперед и стать
третьей ведущей индустриальной державой
мира? Всю эту четверть века Япония неизменно опережала по темпам развития
другие капиталистические страны. На протяжении почти двух десятилетий —с 1955
по 1973 год—валовый национальный продукт ежегодно увеличивался на 10— 12
процентов, то есть давал вдвое более высокий прирост, чем у конкурентов.
![]() |