Пользовательского поиска

Соседство утесов и песчинок, точнее говоря, их своеобразная взаимозависимость и взаимодействие показывает, что излюбленной формой предпринимательства в Японии стал концерн, позволяющий объединить в производственные комплексы множества предприятий без прямого поглощения их.

Когда конъюнктура благоприятна, связи со сред­ними и мелкими предприятиями  приносят крупным компаниям дополнительные прибыли, позволяют им наживаться на дешевизне рабочей силы, снижать из­держки производства. Зато при кризисных толчках именно мелкие и средние предприятия, именно слой песчинок служит тем буфером, который принимает на себя удар  и позволяет утесам монополистического ка­питала сохранять устойчивость.

Крупной японской компании выгодно иметь много субподрядчиков, но нет расчета "проглатывать" их. Ведь чем меньше людей имеет капиталист в штате своей фирмы, тем легче ему сопротивляться нажиму профсоюза, тем ограниченнее результаты борьбы трудящихся за свои права.   

Напрашивается вывод, что существование множе­ства средних и мелких предприятий оказалось в спе­цифических условиях Японии не помехой для модер­низации индустрии, а одной из скрытых пружин этого процесса. Устремившиеся ввысь утесы во многом обя­заны своим величием соседству песчинок.          

 

 

СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РЫВОК       

 

Япония — это страна, где природа и человек со­стязаются в неистовстве. Здесь постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом, шагу видишь следы упорнейшего человеческого труда. Японская, природа не только жестока, но и скупа. Пять шестых территории страны, составляют крутые горные склоны. А лишь одна шестая остается человеку—тут и поля, возделанные словно клумбы и города, и заводы. Япония столь же гориста, что и Швейцария, но ее равнинная часть заселена при этом в пять раз плотнее.

Есть меткое сравнение: если американцы измеряют эффективность во времени, то японцы—в простран­стве. В стране вулканов и землетрясений, в стране, где слишком много гор, но слишком мало дела для горняков, природные возможности служат скорее кон­трастом тому, что создает человеческий труд.

Ведь Япония, которая спускает на воду больше половины строящихся в мире судов, которая сравня­лась с Соединенными Штатами по выплавке стали и опередила их по производству автомашин—эта стра­на создала свой производственный потенциал почти целиком на привозных ресурсах.     

Металл, из которого созданы каркасы цехов и небоскребов, станки и автомобили,— весь этот металл приве­зен в виде руды из других стран. Нефть, которая при­водит в движение моторы автомашин и турбины элек­тростанций, дает жизнь индустрии, доставлена гигант­скими танкерами из-за морей. Даже каждый грамм хлопка или шерсти в одежде людей тоже откуда-то транспортирован.             

Япония вынуждена ввозить 80 процентов необходи­мого ей промышленного сырья и почти 30 процентов продовольствия. Чтобы существовать в подобных условиях, стране приходится быть гигантским обрабаты­вающим заводом и одновременно экспортно-импорт­ной фирмой. Как можно дешевле приобрести сырье и, обогатив его вложенным трудом, как можно выгоднее сбыть в виде готовой продукции — такова стратегия японских предпринимателей.

Как же удалось Японии в столь неблагоприятных условиях совершить в 1955—1980 годах стремитель­ный рывок вперед и стать третьей  ведущей индустри­альной державой мира? Всю эту четверть века Япо­ния неизменно опережала по темпам развития другие капиталистические страны. На протяжении почти двух десятилетий —с 1955 по 1973 год—валовый национальный продукт ежегодно увеличивался на 10— 12 процентов, то есть давал вдвое более высокий при­рост, чем у конкурентов.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики