Пользовательского поиска

позволяет снижать себестоимость конечной продукции, сходящей с кон­вейеров крупных ультрасовременных заводов.

Мы привыкли говорить: стихия мелкотоварного производства. Но мелкий производитель в Японии дав­но уже перестал быть кустарем-одиночкой. Его рабо­чие руки обычно привязаны к целой системе производ­ственных связей. Тот, кто дает ему в кредит оборудо­вание и сырье, приобретает и его изделия.

Внутренние районы Японии, некогда славившиеся шелководством, после войны обезлюдела. Тутовые плантации пришли в упадок. В горных селениях оста­лись одни старики и старухи. Но монополистический капитал нашел способ использовать даже такие весь­ма слабосильные рабочие руки.

Агенты крупных птицефабрик предлагают преста­релым крестьянам брать для выращивания цыплят. Все необходимое для этого оборудование поставляется в кредит. Рабочие монтируют на усадьбах стандартные клетки с отделениями по числу птиц, кормушки, желоба для поения. Специальные грузовички-фургоны развозят из инкубатора цыплят. Такая птицеферма не требует большого ухода, а бумажные пакеты с комбинированными кормами регулярно доставляются с фабрики.

С подобными примерами сталкиваешься в Японии на каждом шагу. В местах, прославленных своим фар­фором, где-нибудь в Кутани или Сацума, у гончарной печи рядом с вазами классических форм можно вдруг увидеть какие-то предметы явно индустриального на­значения—изоляторы, изготовленные по заказу, круп­ной электротехнической компании.

 

ПРАКТИКА СУБПОДРЯДОВ

          

В Японии ничего подобного быть не может. Если какой-то субподрядчик делает рессоры иди бамперы для концерна "Тоета", он вряд ли решится взять за­каз, у концерна "Ниссан". Японская деловая этика требует верности однажды установленным связям, даже если субподрядчик несет из-за этого ущерб. Сложная пирамида многостепенных подрядов подпер­та все тем же вездесущим в Японии вертикальным стержнем "оя — ко" (покровитель— подопечный).

Возьмем для примера концерн "Тоета", крупней­ший в японском автомобилестроении. Ядро его состоит из головной компании и дюжины примыкающих к ней фирм. Их заводы представляют собой вполне совре­менные предприятия не только по уровню производ­ства, но и по условиям труда. Рабочие получают там относительно высокую для Японии зарплату.

Но участвуют в создания каждой сходящей с конвейера автомашины не только они... До сорока про­центов вложенного в нее труда выполняется где-то за заводской оградой.

Помимо конвейерной сборки, головные предприя­тия концерна занимаются в основном исследователь­скими работами, проектированием новых моделей, со­вершенствованием техники и технологии, планирова­нием производства и распределением заказов. Что же касается деталей и узлов, то их изготовление почти целиком перекладывается на субподрядчиков (исклю­чая лишь такие изделия, как кузова, требующие сложного кузнечно-прессового оборудования).

Многоступенчатая система подрядов строится так чтобы самые примитивные и в то же время самые трудоемкие и неблагодарные операции выполнялись в нижних ярусах. При отборе субподрядчиков суще­ствует беспощадный критерий: заказ получает тот, кто готов поставлять детали по более низкой цене. А уж как выкручивается этот мелкий предприниматель, по скольку часов в день работают у него люди — никого не интересует.

Соблюдать сроки и качество поставок—это для мелкого предпринимателя вопрос жизни и смерти. Удалось заручиться благосклонностью свыше—значит, можно рассчитывать на новые заказы, а то  и на кредит в трудный момент. С верхних этажей концерна в нижние происходит перемещение устаревшего оборудования, а параллельно — и стареющего персонала. Начальник цеха с головного, завода после 50 лет мо­жет быть рекомендован в состав правления дочерней фирмы. И там будут рады принять его, чтобы подкрепить "родственные отношения".

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики