![]()
Пользовательского поиска
|
таки людей не хватало. Монастырские власти жаловались
Никону на отсутствие подсобных рабочих, на малое количество каменщиков.
Строительство задерживало и неповиновение крестьян села Медны, которые должны
были поставлять бревна, тес, доски. В напряженный момент строительства
выяснилось, что нет «проекта» на соборную паперть.
К патриарху срочно выехал казначеи и плотник Иван Белозёр с «церковным
чертежом».
Возведение здания предполагалось завершить в течение
лета 1655 года, но работы приостановились из-за нехватки строительного
материала. Монастырские власти были вынуждены распустить каменщиков. И только
в сентябре 1656 года сооружение собора завершилось.
Отдельные виды работ были закончены в 1657 году. Над
созданием грандиозного сооружения трудилось много народных мастеров-умельцев.
Пять мощных восьмигранных глав на барабанах собора были покрыты белым железом.
Этим сложным делом занимался паяльщик Еремка Ефимьев с тремя помощниками.
Кровли на соборе, на галерее, охватывающей здание с
четырех сторон, на папертных крыльцах были покрыты тесом в два слоя с
прокладкой бересты. Крыльца венчали шатры с лемеховыми главками. Окна собора
украсили большие слюдяные окончины, изготовленные мастером Иосифом Спиридоновым.
Искусные резчики Никифор Ретька, «старец» Сивириян и белорусские живописцы
украсили собор внутри прекрасной резьбой (иконостас, хоры, клиросы и двери).
Освящение собора состоялось в декабре 1656 года при участии самого Никона. На торжество прибыли представители духовенства чуть ли не со всего государства Российского, которые щедро одарили монастырь. Но главный сюрприз преподнес Никон — он привез икону Иверской богоматери. Задолго до сооружения собора патриарх снарядил целое посольство на Афонскую гору в Иверский монастырь, чтобы заказать себе копию с «чудотворной» иконы. В Москве специально подобранные мастера украшали ее окладом, венцами с
![]() |