![]()
Пользовательского поиска
|
Иверский монастырь всюду закупал земли. Огромные
угодья были получены от самого царя, заинтересованного в успехах своего
ставленника. Никон посылал в монастырь иконы, книги и церковную утварь.
В 1655 году в Иверский монастырь из Белоруссии переселилось
братство Оршинского Кутеинского монастыря. Белорусские братства представляли
собой объединения мещан вокруг церкви или монастыря, зачастую тесно связанные с
цеховыми организациями. В истории Белоруссии они сыграли положительную роль в
XVI—XVII веках братства активно боролись против иноземных захватчиков и засилья
католической церкви. Кроме того, они были своеобразными культурными центрами.
Члены братства создавали патриотические произведения, организовывали
типографии и школы.
Переселяя в Иверский монастырь Кутеинское братство,
Никон надеялся повысить авторитет своего монастыря. Вслед за монахами из Орши,
Копоса (Копыся), Мстиславля и других городов к берегам Валдайского озера потянулись
мещане, преимущественно мастеровые люди, расселявшиеся в монастырских вотчинах
и самом Валдае.
Культура, ремесла и искусство кутеинских монахов и
особенно белорусских мастеровых нашли зримое отражение в своеобразной
архитектуре Иверского монастыря.
Замысел энергичного, властного и тщеславного Никона
осуществлялся быстро. На острове одна за другой возникали замечательные
деревянные постройки, которые сооружали мастера, владевшие вершинами строительного
искусства. Красоту деревянного комплекса отмечали многие современники.
Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими
стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на
великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских
мастеров...»
Документы по истории строительства Иверского монастыря открыли нам множество забытых имен создателей этого замечательного архитектурного комплекса. Имя Афанасия Фомина документы отмечали в течение сорока трех
![]() |