![]()
Пользовательского поиска
|
покрытый снегом, ансамбль издалека манит к себе
путешественника, добирающегося к его стенам по скованному льдом озеру.
В планировке Иверского монастыря над строгой симметрией
господствует принцип свободного размещения зданий. Приближаясь к острову, вы видите
сначала общую картину. Стены, шатры и главки как бы сгрудились, тесно переплелись
в причудливый силуэт. Несколько правее, почти в центре этого живописного
«хора», сияют главы Успенского собора — основного сооружения монастыря. Вы ступили
на берег. Теперь перед вами на переднем плане — главный фасад комплекса. Слева
и справа — две угловые башни, между ними — спокойные глади низких корпусов, и в
центре — надвратная церковь Филиппа. Постройки симметричны, уравновешенны.
Можно хорошо рассмотреть каждое здание и его декор.
Вы проходите в первые ворота, и здесь неожиданно вас
встречает новая группа зданий. Слева — вертикаль Михайловской башни и стена
Казначейского корпуса, справа — Братский корпус, и в центре вторая надвратная
церковь — Михаила Архангела.
Минуете ворота. Стены расступились. Прямо перед вами — обширная удлиненная площадь, в глубине которой на возвышении (чуть смещенная вправо) предстает громада Успенского собора. Тут же замечаете слева обширный фасад трапезной, справа — сомкнувшиеся корпуса наместнических и настоятельских келий и среди них — противостоящие друг другу вертикали Богоявленской церкви и колокольни. Главные фасады этих построек развернуты вдоль площади и, как пропилеи, сопровождают вас почти до самого собора. Поднимаетесь по аллее, ведущей к зданию. Над вами мощные стены собора, полушария куполов. Слева, между трапезной и собором, на холме видны церковь Якова, часть монастырской стены и башня. Взгляд скользит но галерее собора — крыльцо, узкий проход между собором и Настоятельским корпусом, а в глубине еще одна башня с участком монастырской ограды. Входите на паперть собора. Низкие своды, устремленные в стороны галереи, богатые порталы,
![]() |