![]()
Пользовательского поиска
|
ремесло это не умерло. В конце XVII — начале XVIII
века Ивер-ский монастырь оставался крупнейшим поставщиком цветных изразцов.
Возможно, что пышные изразцовые «ковры» на фасадах
Вяжищского монастыря под Новгородом были изготовлены валдайскими мастерами.
Нет оснований считать, что в Новгороде не было своей
мастерской по изготовлению изразцов. Но в тот период производство их или
заглохло, или не могло в достаточном количестве удовлетворять спрос. Возможно,
качество иверских изразцов было более высоким. Характерен и такой факт —
иверские мастера сами выезжали на места для установки печей у заказчиков, лишь
в качестве подсобной силы используя местных «печаров».
В монастыре большое развитие получила резьба по дереву.
В 1668 году иверский монах Сивириян по просьбе новгородского митрополита прибыл
в «Софийский дом» для выполнения резьбы по дереву, поскольку «домовой мастер»
не мог справиться со всеми видами работ. Резных дел мастера Иверского
монастыря монаха Иосафа и с ним столяра Ивана в 1684 году по царскому указу
взяли в Воскресенский монастырь для иконостасной работы.
В стенах Иверского монастыря трудились мастера слюдяных
оконниц, обучавшие своему искусству учеников, присылаемых новгородским
митрополитом.
Иверская обитель прославилась н колокололитейным делом,
которому положила начало отливка «никоновского» колокола. Впоследствии, как
свидетельствуют документы, монастырь обеспечивал себя колоколами собственного
производства. Так, в 1666 году, спустя десять лет после изготов-
ления «никоновского» колокола, иверский иеромонах Паисии, фиксируя свои
расходы в Москве, писал: «Куплено глины белой 10 плит колокола и паникадила
лить». В документах 1667 года находим сведения о выдаче жалованья
стрельцам-каменщикам, сделавшим печь колокольную.
В первоначальный период своей истории монастырь был своеобразным центром просвещения. В 1656 году на монастырском подворье в Валдае монахи выстроили два дома для школы. В стенах монастыря несколько лет действовала
![]() |