![]()
Пользовательского поиска
|
После пожара 1825 года собор
перестраивали по чертежам валдайского архитектора Александра Харулина. В результате
первоначальный облик храма заметно ухудшился. Пострадали не только отдельные
детали. У южной части галереи соорудили каменную пристройку (палатку) для
ризницы. Заложили некоторые окна и прорубили новые, растесали старые. К
западному крыльцу пристроили классический портик с фронтоном на четырех
колоннах. Отдельные ремонты и переделки, производившиеся, судя по записям,
оставленным рабочими, в 1846, 1849, 1899 и в другие годы, еще больше исказили
прежний вид храма.
Множество изменений претерпел и интерьер здания.
Первоначально обширной и спокойной белой глади стен был противопоставлен яркий
и впечатляющий по пышности и богатству резной многоярусный иконостас. Почти
весь его выполнили белорусские' мастера-резчики и иконописцы. До нашего времени
иконостас не сохранился.
В конце XVII века стены собора в отдельных местах
покрыли живописью, фрагменты которой сохранились на северной и южной сторонах
внизу, где располагался иконостас. В 1834 году роспись была уничтожена и
заменена грубыми и малоценными в художественном отношении картинами, изображавшими,
наряду с однотипными ликами святителей церкви, некоторые сцены из жизни и
деятельности патриарха Никона.
В XIX веке переделки собора продолжались. Так, был
заложен северный портал и перед ним устроено место для плащаницы; в южной стене
вырубили нишу для мощей московских «чудотворцев», перестроили хоры. Особо
почитаемую икону Иверской богоматери, первоначально находившуюся в
иконостасе, поместили на среднем южном столбе, вырубив для нее специальную
нишу.
В 1965 году в соборе начались реставрационные работы. Снаружи здание сейчас почти полностью реставрировано. Возвращены первоначальные формы палаточному покрытию на центральном объеме, шатровым крышам на крыльцах и апсидах, чешуйчатым кровлям на галереях. Восстановлены почти все оконные
![]() |