![]()
Пользовательского поиска
|
круговая галерея — редкое явление в архитектуре.
Обычно галерея храма располагалась с одной, двух или с трех сторон, не
распространяясь на восток. Огромные окна в центральном объеме здания — тоже
неожиданный прием. В архитектуре того времени и более раннего периода такие
окна не применялись.
Барабаны на соборе не круглые, как обычно, а восьмигранные.
Русские зодчие XII века использовали такие варианты, но они встречались
довольно редко и позднее были забыты. Вновь они появились на культовых
постройках второй половины XVII—XVIII столетия.
Излюбленным приемом древних мастеров были архитектурные
контрасты. Это можно видеть и в архитектуре Успенского собора. Строгому,
мощному, кубическому объему храма противопоставлена приземистая
галерея-паперть. Ее стены несколько оживляют спаренные окна с тонко профилированными
дугами над арочными перемычками. Однако этот мотив заключен в другую, глубокую
арку простой и даже грубоватой формы. Зато тонко и живописно решены папертные
крыльца. На их фасадах гораздо больше поясков, богаче и тоньше прорисованы
наличники окон и порталов, лопатки слабо выступают из плоскости стен и имеют
лишь декоративное значение. Вместе со сложными шатровыми кровлями и главками
на фоне обширных гладей собора крыльца кажутся нарядными башенками. Колонки на
ребрах граней, пояски, карнизы, профилированные обрамления окон, архитектурный
поясок из валика и «подвесок», полукруглые кокошники — все это зримо, ярко
украшает плоскости барабанов, поднявшихся над кровлей собора.
Первой перестройке собор подвергся после пожара 1704
года, когда сгорели все верхние покрытия и пострадал иконостас. После ремонта в
1705 году собор освящался еще раз и получил название Успенского. Тесовые кровли
были воссозданы в первоначальных формах, а пять глав вместо железа покрыты
деревянной чешуей — лемехом. Форма их оставалась восьмигранной. В 1797 году
сложная «палаточная» кровля на соборе была заменена железной четырехскатной.
![]() |