![]()
Пользовательского поиска
|
воздействию
какого-либо стимула (света или тепла, например), именно ум воспринимает и
обрабатывает чувственные данные и принимает решение о соответствующей реакции.
Для
того, чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия души и тела,
Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в котором они могли бы
сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней философской традицией, считал
душу абсолютно простой по строению, то есть не имеющей внутри себя никаких
составных частей, то взаимодействовать она могла только с каким-нибудь одним
телесным органом. По его убеждению, такой орган должен находиться где-то в
мозге, поскольку опытные данные показывали, что впечатления движутся от
периферии в мозг и, наоборот, все импульсы движения исходят из мозга. Было
совершенно ясно, что мозг во всех психических процессах играет какую-то особую
роль.
Необходимо
было отыскать такую структуру в мозге, которая была бы одновременно единой и
единственной (то есть не имела бы внутренних подразделений и не дублировалась
бы в каждом из полушарий мозга). Такой структурой — с точки зрения Декарта —
является шишковидное тело или сопапит.
Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и тела.
Декарт
описывает это взаимодействие в типично механистической манере: движущиеся по
нервным трубкам животные соки определенным образом запечатлеваются в
шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные образы, восприятия.
Иными словами, количество движения (поток животных соков) создаст душевное
качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум неким образом запечатлевает
себя в шишковидном теле (не совсем понятно, правда, как это происходит), а
последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту или иную сторону, направляет токи
животных соков к тем или иным мускулам тела. В результате же возникает
физическое движение. Таким образом психическое состояние человека вызывает
свойственные его телу физические движения.
Однако
мыслящий, чувствующий и обладающий свободной волей ум должен неким образом
воздействовать на тело и воспринимать ответные реакции. Если в душе рождается
намерение, например, переместиться из одного места в другое, то это желание
выполняется мускулами, сухожилиями и нервами нашего тела. Аналогичным образом,
если тело подвергается воздействию какого-либо стимула (света или тепла,
например), именно ум воспринимает и обрабатывает чувственные данные и принимает
решение о соответствующей реакции.
Для
того, чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия души и тела,
Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в котором они могли бы
сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней философской традицией, считал
душу абсолютно простой по строению, то есть не имеющей внутри себя никаких
составных частей, то взаимодействовать она могла только с каким-нибудь одним
телесным органом. По его убеждению, такой орган должен находиться где-то в
мозге, поскольку опытные данные показывали, что впечатления движутся от
периферии в мозг и, наоборот, все импульсы движения исходят из мозга. Было
совершенно ясно, что мозг во всех психических процессах играет какую-то особую
роль.
Необходимо
было отыскать такую структуру в мозге, которая была бы одновременно единой и
единственной (то есть не имела бы внутренних подразделений и не дублировалась
бы в каждом из полушарий мозга). Такой структурой — с точки зрения Декарта —
является шишковидное тело или сопапит.
Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и тела.
Декарт описывает это взаимодействие в типично механистической манере: движущиеся по нервным трубкам животные соки определенным образом запечатлеваются в шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные образы, восприятия. Иными словами, количество движения (поток животных соков) создаст душевное качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум неким образом запечатлевает себя в шишковидном теле (не совсем понятно, правда, как это происходит), а последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту или иную сторону, направляет токи животных соков к тем или иным мускулам тела. В результате же возникает физическое движение. Таким образом психическое состояние человека вызывает свойственные его телу физические движения.
![]() |