![]()
Пользовательского поиска
|
Во времена Декарта общепринятой была
точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит
однонаправленный характер: душа, ум может оказывать существенное влияние на
тело, однако обратное воздействие крайне незначительно. Современные историки предлагают
в пояснение этих взглядов следующую аналогию: взаимоотношения души и тела
подобны взаимоотношениям между куклой и кукольником, где кукольник — это душа,
а кукла — тело (Lowry. 1982).
Декарт
же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. С его точки зрения, душа и
тело действительно имеют разную природу. Однако он существенно отходит от
прежней традиции в трактовке их соотношения. По его мнению, не только душа
воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на
состояние души. Мы имеем здесь дело не с однонаправленным воздействием, а с обоюдным
взаимодействием. Эта весьма
радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий как для философии,
так и для развития науки.
После
публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к выводу, что нет
более оснований считать душу единственным и полновластным господином обеих
сущностей — кукольником, дергающим за веревочки. Душа не является полностью
независимой от тела. Роль тела стала восприниматься совершенно иначе: те
функции, которые прежде приписывались только душе, теперь стали относить к
телесным функциям.
В
средние века, например, полагали, что душа ответственна не только за процессы
мышления и здравый смысл, но и за восприятие, движение и репродуктивную деятельность.
Декарт отбросил эти представления. Душа, с его точки зрения, имеет
одну-единственную функцию — мышление. Все прочие функции носят телесный
характер.
Декарт,
рассматривая проблему соотношения души и тела, сосредоточил внимание на
проблеме так называемого психофизического дуализма. Таким образом, он отбросил
спекулятивные теологические рассуждения о душе и заложил основы научного
подхода к данной проблеме. Подобная позиция повлекла за собой и изменение
методов исследования: вместо метафизических рассуждений стали применять методы
объективного наблюдения и эксперимента, вместо умозрительных спекуляций о
существовании и природе души — наблюдение за ходом психических процессов.
Тело
и душа — это две самостоятельные субстанции. Материя, телесная субстанция
характеризуется прежде всего протяженностью (она всегда занимает некоторое
место в пространстве) и подчиняется законам механики. Душа, ум не имеют
протяженности и не привязаны к какой-либо физической субстанции. Особо
революционный характер имеет идея Декарта о том. что, несмотря на все различия
души и тела, между ними все же возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а
тело влияет на душу.
4.
Природа тела
Рассмотрим
декартовскую концепцию тела более подробно. Раз тело состоит из физической
материи, оно должно обладать общими для всей материи характеристиками —
протяженностью и способностью к движению. Но раз тело материально, то к нему
применимы законы физики и механики, описывающие характер движения объектов в
физическом мире. Таким образом, функционирование тела сходно с работой машины,
подчиняющейся законам механики. Следуя этим рассуждениям, Декарт все
физиологические процессы стал объяснять в физических терминах.
Декарт
в значительной мере находился под влиянием общего «духа времени»,
представлявшего мир в виде гигантского часового механизма. Находясь в Париже,
он интересовался различными механическими диковинными фигурами, выставленными в
королевских парках на обозрение публики. Рассказывают, что много часов он
провел, опробуя механические фигуры-сюрпризы. Когда на искусно спрятанную
площадку рядом с такой фигурой наступал человек, давление веса тела
передавалось по трубам на гидравлические усилители, в свою очередь приводившие
в движение все эти разнообразные механические фигуры, заставляя их танцевать и
издавать разнообразные звуки.
Рассматривая природу тела, Декарт напрямую апеллировал к механико-гидравлической модели. По его мнению, возбуждение передается по нервам, как жидкость по трубам, а мускулы и
![]() |