![]()
Пользовательского поиска
|
Итак, общие догматы индуизма: признание священного авторитета Вед, учение о карме и переселении душ, вера в богоустановленность каст.
Необходимый вклад в историю развития религии внесли верования египтян. Египетская цивилизация оставила после себя монументальные памятники, такие как египетские пирамиды - одно из чудес света. Они связаны с представлениями египтян о жизни души после смерти, о загробном мире. Они считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка - своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробным чудовищем, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его. Египтяне достигли больших успехов в мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями. Также у египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой местности соответствует свой бог-покровитель.В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царства): солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог растительности Осирис. Будучи по мифу первым умершим, Осирис изображается
как владыка умерших, а его ежегодное воскрешение
давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может
спастись от окончательной гибели.
В
эпоху Среднего царства возникла идея суда над
душами. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и
в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при
жизни, определяется судьба его
души. Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к этому существовало
представление о возможности обеспечить
благополучие души на том свете чисто магическими средствами. И
магические представления преобладали над религиозно-нравственными.
Помимо
покровителя умерших Осирис выполнял роль
бога-покровителя
земледельческих работ, растительности. Характер образа Осириса как бы олицетворял
хлебное зерно. В дальнейшем с культом
Осириса была тесно связана Исида - богиня плодородия. Затем сформировался образ
солнечного бога Ра, который стал главной частью государственной религии
Египта.
Египетская религия выросла из почитания местных номовых божеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, объединенных в конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых богов сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались в религии Египта и следы тотемизма, но культ животных в Египте был локальным. В почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных, так кошка превратилась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей
![]() |