Пользовательского поиска

немалое количество других богов.  Ведические  боги группировались в две противостоящие категории: асуры и дэвы. К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар,  Адити;  ко  вторым  - большинство остальных. Наряду с богами индийцы почитали предков-питрис. Питрис упоминаются в Ведах очень  часто, но не занимают в них видного места.

В  более поздний брахманский период религия Индии меняется с изменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре касты: брахманы - наследственное жречество, кшатрии - каста  воинов, вайшьи - каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры - каста рабов. Первые три считались благородными. Кастовый строй был закреплен в памятнике законодательства и религии  Индии  -  в Законах  Ману. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог - Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство. По мифу сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его - брахманы, из рук кшатрии, из бедер - вайшьи, из ног - шудры.  Усложняется и сам пантеон богов - теперь боги принадлежат кастам: Брахма - брахманам, Индра (сохранивший свое  значение) - бог кшатриев, Рудра - бог земледельцев. Шудры вообще были отстранены от официального культа.

Была широко распространена идея перевоплощения: душа человека  после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведения человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения  им кастовых  правил. Теоретическое обоснование учения о перевоплощении - идея кармы. Карма в переводе на русский - это причинность и

судьба. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в  будущем воплощении. В этом и заключается закон кармы.

В  дальнейшем религия становится более демократичной. Возникает своеобразное учение об аватарах:  каждое  небесное  божество может  иметь  свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся популярными народными божествами. Теперь боги-спасители -  земные боги.  Наиболее  популярным  делается Кришна - спаситель, одна из аватар Вишну. В Южной Индии таким же  богом-спасителем  выступает Рама - легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейлона, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна.

На почве почитания божеств-спасителей складываются многочисленные секты. Во главе их стоят святые мужи-учителя, так называемые  гуру.  Культ гуру выдвигается на первый план. Гуру не только посредник между человеком и богами, он сам почти  воплощение  божества. Каждое слово гуру - священный закон для всех его последователей.  Большинство сект можно соединить в две основные группы, в зависимости от того, какое главное божество они признают. Главных божеств два: Вишну и Шива, сообразно чему секты делятся  вишнуистские  и  шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахму признают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в сектах учение о перерождении.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики