![]()
Пользовательского поиска
|
начала
(находки скульптурных женских изображений). Считается, что эти статуэтки изображают либо
жриц-исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.
Есть
некоторые свидетельства
существования культа Солнца. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами
или без них, в виде креста в круге и т.п. Культ связан с
занятием земледелием человека.
Солнце представлялось, как главный источник плодородия.
Таким образом, Бог для тех людей представал в
обличии предмета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и поклонение этим "богам" обусловлено
образом жизни человека.
Также
можно судить о религии первобытного человека по племенам настоящего
времени, находящимся в похожих условиях. И опять основное проявление
начальной стадии развития религии - тотемизм. Особенно ярко он выражен у
народов Австралии. Эта форма религии,
заключается в том,
что каждый род, племя
магически-родственно связано со своим тотемом-животным или предметом. У
каждого члена может быть
свой тотем, существует также
половой тотемизм, т.е. один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В
этом качестве могут выступать различные животные, значительно реже - растения,
еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи с его
территориальным положением и образом
деятельности.
Животное-тотем, - как правило, не
опасное для человека создание. В некоторых племенах Австралии тотем не
считается божеством, скорее родственником. Близость между человеком и его
тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и есть
животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают все, что
и сами верующие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с
определенной местностью.
Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у
народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются
тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен
островов Самоа, у народов Америки - встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде,
на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в
оборотничество у народов Америки.
Помимо
этого проявление ранней стадии развития религии – это анимизм (вера в духов) и
шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма - там подразумевается
существование духов и взаимодействие с ними шаманов, которые с помощью магии
влияют на духов и могут вызывать дождь,
лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы,
способные влиять на человека.
У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яркие анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верующие довольно отчетливо различают две категории духов: духи умерших и духи природы. Первые связаны с культом предков, в котором предки предстают как хранители
![]() |