![]()
Пользовательского поиска
|
высоту,
а 3-ю, последнюю стадию язычества, непосредственно предшествующую принятия
христианства - поклонению Перуну.
По отношению к Перуну мы наблюдаем некоторую
двойственность: иногда он выдвигается на первое место, а иногда теряется в
общем списке больших и малых божеств. Княжеская летопись Владимира Святого
приводит описание дружинной присяги при заключении договоров.
911г.
“... мужи его (Олега) по русскому закону клешася оружием своим и Перуном богом
своим и Волосом скотьим богом “
При
описании языческой реформы Владимира на первое место среди важнейших богов
поставлен Перун. При введении христианства в Киеве все другие идолы были
повержены и сожжены, а идол Перуна под наблюдением 12 дружинников был сплавлен
по реке вплоть до самых днепровских порогов.
С
другой стороны, в поучениях против язычества 11-12-ого в. мы наблюдаем очень
спокойное отношение к Перуну: авторам - церковникам культ Перуна не
представлялся главным среди различных языческих заблуждений; Перун (даже
написанный первым в списке ) расценивался наравне с другими богами.
Культ
Перуна, с точки зрения книжника 11-начала 12 в. только-только выдвинулся в
системе многообразных языческих представлений и не вытеснил, а лишь оттеснил
предшествующие культы, которые оказались чрезвычайно живучими и доставили много
хлопот церковникам, более чем быстро исчезнувший культ дружинного Перуна.
Те
самые княжеско-боярские круги, которые недавно вводили культ Перуна очень
быстро сменили его на христианство.
Перуну после крещения Руси молились только “по украинам”, а о культе Рода и Рожаниц источники говорят как о повсеместном, устойчивом и неистребимом. Известна также календарная дата празднеств
![]() |