![]()
Пользовательского поиска
|
В
отличие от южнорусских областей и Украины, где в аграрно-магическом ряженье
преобладала маска быка, культ которого здесь был шире распространен, в
центрально-русской полосе самостоятельная роль в группе звериных масок
принадлежало коню, кобыле, тогда как другие маски имели второстепенное
значение. Введение “коня”, «кобылки” в аграрно-магическую обрядность,
несомненно, стояло в непосредственной связи с важнейшей ролью этого животного в
производственной деятельности русского крестьянства.
Лошадь
в хозяйстве земледельца северной и центральной Руси была незаменимой и главной
производительной силой.
Отсюда почитание лошади как животного,
имеющего сверхъестественную силу влиять на плодородие полей, обладающего
защитными свойствами.
Бытовая
сторона календарных праздников, состоявшая по преимуществу из остатков
языческих обрядов и действий, выражалась в смеховых и шуточных формах.
Народный культ смеха, вытесненный из официальной жизни и церковного культа,
сохранился в области около церковных праздничных зрелищ. Смех играл видную роль
в праздничных увеселениях, связанных главным образом с моментами переодевания,
обновления внешнего вида.
Магическое
преодоление страха смехом, мертвенности - радостным возрождением, свобода,
вольность, устремленность в будущее - всеобщие черты народных игрищ и зрелищ.
Новогодне-святочный
цикл сохранил ряд таких интересных моментов как гадание, считалось, что
открытое по святочному гаданию обязательна сбудется.
Новогодний цикл обрядности завершался христианским праздником крещения. В центре рождественского крещенского цикла
![]() |