![]()
Пользовательского поиска
|
Анализируя
праздники русского земледельческого
календаря второй половины 19 века, я попыталась установить, какие из них
сохраняли древние религиозно-магические черты.
В
русской новогодней обрядности и
обрядовой поэзии получили преломление не только производственные моменты, но и
некоторые черты древнего социального устройства общества, в частности отношение
семейно-родового строя. Из обычаев такого рода следует отметить колядование.
Оно заключалось в том, что перед Новым годом крестьянские девушки и молодые
женщины группами ходили по селу, “днем и вечером под окна или в сени кричать
коляду”.
Песня
- коляда некогда представляла собой магическую форму - заклятия богатства и
благополучия семьи. Оно содержала или величание - прославление хозяев дома,
пожелание им здоровья и довольствия, или просьбу. По требованию колядующих
хозяева вознаграждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали
костры, и под веселые песни, сопровождаемые танцами ряженых, собранная еда
коллективно поедалась.
Наряду
с колядками в новогодне-рождественском цикле
исполнялись и существенно отличавшиеся от народных произведений
рождественские славения - особый вид поздравительного стиха позднего духовного
происхождения.
Церковные
праздничные песнопения излагали отрывки из святого писания. Обычно евангельскую
легенду о рождении Христа.
Колядованием
начинались зимний святки - древний славянский праздник начала Нового года.
СВЯТКИ.
Зимний праздничный цикл русского земледельческого календаря в быту населения открывали святки, состоящие из цепи обрядовых игрищ увеселений, праздничных сборищ. Хотя святки по времени и совпадали с
![]() |