Пользовательского поиска
|
Подавляющее
большинство народа не чувствовало нужды полностью освободиться от старой
религии. Обращение в христианство не сопровождалось раскаянием в прежних
“заблуждениях” и внутренним преображением.
1.5
Но
дело не в одной лишь языческой оппозиции с её открытым неприятием христианства.
Гораздо серьёзнее было неприятие
скрытое, ослаблявшее христианство
изнутри. Фактическими язычниками
оставались многие христиане. Такое состояние сами же богословы охарактеризовывали
как "двоеверие". Архиепископ Макарий (Булгаков) в своей многотомной
"Истории русской церкви" признаёт, что многие из крестившихся
во времена князя Владимира в
душе оставались язычниками: исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли суеверия и обычаи
своих отцов.(8)
(8) Болотов В. В. «Лекции по
истории древней церкви»
Неудивительно, если некоторые из подобных христиан могли с течением
времени, по каким-либо обстоятельствам, даже вовсе отпасть от церкви, снова сделаться язычниками.
Как о массовом явлении пишет о
"двоеверии" номинальных
христиан профессор-богослов Е. Е. Голубинский: "В первое время
после принятия христианства наши предки в своей низшей массе или в своём большинстве, буквальным образом став
двоеверными и только присоединив христианство к язычеству, но не поставив его
на место последнего, с одной стороны
молились и праздновали богу
христианскому с сонмом его святых или - по их представлениям богом
христианским, с другой стороны молились
и праздновали своим прежним богам,
языческим.,,(9)