![]()
Пользовательского поиска
|
носятся детьми, либо произносятся неправильно.
Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые звуки. В
этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при одних обстоятельствах
буквы заменяются, при других — читаются правильно. Наряду с буквами заменяются
целые слоги.
Дети с недоразвитием речи делают при чтении и такие
ошибки, которые характерны для детей с нормальным речевым развитием. Но
количество этих ошибок у первых будет значительно большим, чем у вторых. Сюда
можно отнести ошибки на пропуски или добавления букв, перестановки,
неправильное окончание слов.
Степень сформированности навыка чтения у детей может
быть различной, но во всех случаях наблюдаются указанные выше характерные
ошибки.
Чтение детей с недоразвитием речи характеризуется
также замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных
слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей
слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с соответствующим
звуком или осмыслить читаемое.
Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным
овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков,
неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать
правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых
графических знаков.
Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.),
Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что
существует связь между различием звуков и запоминанием их графического
обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям
при запоминании начертания букв, усвоении их как график.
Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз.
![]() |