Пользовательского поиска

свободных рабочих рук, и преобладанием мелких фермеров, готовых взяться -за оплачиваемую работу или получать за свой труд часть сырья или изделий. Наемные рабочие, особенно иммигранты, стремились при первой возможности уйти с предприятия, чтобы обзавестись фермой12. Но американским промышленникам удавалось устанавливать производст­венные связи с фермерами как с обработчиками сырья и потребителями готовой продукции ".

Это и послужило основой для организации ряда производств на капи­талистических началах обувного, шляпного, кожевенного, гвоздильного и других. С использованием труда не только рабочих, но и кустарей была создана текстильная, в первую очередь хлопчатобумажная промышлен­ность США, ставшая важнейшей фабричной отраслью страны. Несмотря на ввоз готовых высококачественных изделий из Англии, американскому полуфабрикату изготовленной машинным способом бумажной пряже, нашлось место на национальном рынке, поскольку ее приобретали широ­кие массы фермеров для домашнего тканья, а перед англо-американской войной 1812—1815 гг. владельцы предприятий уже не ограничивались выпуском пряжи и раздавали ее для тканья на дом, то есть становились организаторами всего процесса. Механизация ткачества в 1820-е годы устранила этот кустарный сектор, а главным рынком сбыта стал быстро заселяемый Запад 14.

Хлопкопрядение развивалось сразу на машинной основе, минуя пред­варительную стадию ручного труда. Отсюда различные хронологиче­ские рамки мануфактурной стадии в хлопчатобумажной и шерстяной промышленности. В первом случае она фактически отсутствовала (суще­ствование заведений мануфактурного типа с прялками «дженни» в 90-е годы XVIII в. было непродолжительным). С начала XIX в. уже происходил быстрый рост фабричной системы: в 1810 г. на предприятиях, созданных по образцу фабрик английского предпринимателя Р. Аркрай-та, было 70% веретен15. Производство шерстяных изделий в силу его большей сложности было механизировано в несколько этапов; оно раз­вивалось по пути перерастания централизованной мануфактуры в фабри­ку. Переход здесь был более плавным и затянулся до 1830-х годов.

На основании промышленных переписей можно сделать вывод, что на Северо-Востоке США в 1840 г. фабричное шерстяное производство пре­вышало домашнее (за исключением штатов Мэн и Нью-Йорк, где домаш­няя продукция уступала лишь совокупной стоимости бумажных и шер­стяных материй). В целом по стране в том году стоимость всей текстильной промышленной продукции составила около 74 млн. долл., а всех видов изделий, вырабатываемых на дому,— 29 млн. долларов . На Юге и Западе США в 40—50-е годы XIX в. текстильная промыш­ленность развивалась слабо, но среди немногочисленных мастерских уже выделялись предприятия, дававшие основной объем продукции на местах. Однако в результате промышленного переворота главным центром фаб­ричного текстильного производства стал Северо-Восток.

12 Это являлось одной из причин краха ряда крупных предприятий в Америке XVIII в., например, металлургического завода П. Хазенклевера, который нанял в Германии более 500 рабочих.

13 D a v i s J. S. Essays in the Earlier History of American Corporations. Vol. 2. Cambridge (Mass.). 1917. pp. 255-257.

14 Ware С. P. The Early New England Cotton Manufacture. N. Y. - Boston. 1931;

Z e v i n R. B. The Growth of Cotton Textile Production After 1815. In: The Beinterpre-tation, pp. 122-127.

15 Ш п о т о в Б. М. Статистические материалы о начале промышленного пере­ворота в текстильном производстве США. В кн.: Американский ежегодник 1984. М 1984, с. 191-193.

te Compendium of the Enumeration of the Inhabitants and Statistics of the United States as Obtained from the Returns of the 6th Census. N. Y. 1976. pp. 159-361.


 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики