![]()
Пользовательского поиска
|
людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных
представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
Вообще, в средневековой философии можно выделить, как
минимум, два этапа ее становления - патристику
и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов
церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную
философию и прежде всего на идеи Платона.
В патристике
выделяется три этапа: 1) апологетика
(II-III
в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения
ее представители назывались апологетами.
Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование
и характер апологий, то есть сочинение, направленных на защиту и оправдание
христианского вероучения и деятельности христиан.
Объектом осмысления христианских
апологетов являлись многочисленные мифологические образы и представления
эмпирического религиозного сооознания, частично заимствованные из
ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся
в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов.
2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая
христианское учение; 3) заключительный
период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.
Â
òåîëîãèè
ïàòðèñòèêà ÿâëÿåòñÿ
÷àñòüþ
äîãìàòèêè, ñ
êîòîðîé îíà
ïî ïðåèìóùåñòâó
îòîæäåñòâëÿåòñÿ.
 èñòîðèè
ôèëîñîôèè
ýòî ïîíÿòèå
èñïîëüçóåòñÿ äëÿ
îáîçíà÷åíèÿ
õðèñòèàíñêîé
òåîëîãèè è
ôèëîñîôèè I-VIII
ââ.,
êîãäà åå
ïðåäñòàâèòåëè
çàùèùàëè
õðèñòèàíñêóþ
äîêòðèíó îò
"ÿçû÷íèêîâ",
åâðååâ,
ãîñóäàðñòâåííîé
âëàñòè è
àíòè÷íîé
ôèëîñîôèè.
Íà÷èíàÿ ñ III
ñòîëåòèÿ
ïàòðèñòèêà,
íàîáîðîò,
ñòðåìèòñÿ
ïðèñïîñîáèòüñÿ ê
íåîïëàòîíèçìó
è
èñïîëüçîâàòü
åãî
ôèëîñîôñêèå
îñíîâû äëÿ
îáîñíîâàíèÿ
õðèñòèàíñòâà.
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором
средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и
формулы.
Схоластика в средние века
прошла три этапа своего развития: 1) ранняя
форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая
форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя
схоластика (XIII-XIV в.в.).
Ãëàâíàÿ
îòëè÷èòåëüíàÿ
îñîáåííîñòü
ñõîëàñòèêè
ñîñòîèò â
òîì,
÷òî îíà
ñîçíàòåëüíî
ðàññìàòðèâàåò
ñåáÿ êàê íàóêó,
ïîñòàâëåííóþ
íà ñëóæáó
òåîëîãèè.
В средневековой философии
остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между
реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе
общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом
деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное,
существуют самостоятельно.
Номинализм представлял собой зачатки
материалистического направления. Учение номиналистов об объективном
существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о
первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета
церкви и Священного писания.
Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек"
![]() |