![]()
Пользовательского поиска
|
I. Основные
положения средневековой философии
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада
Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Возникновение средневековой философии
очень часто связывают с падением
Западной Римской империи (476 год н.э),
однако
такая датировка является не совсем
корректной. В это время еще
господствует греческая философия,
и с ее точки зрения началом
всего является природа.
В средневековой философии,
напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления
к другому не мог
произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни
социальных отношений (ведь греческая философия
принадлежит эпохе античного
рабовладельчества, а средневековая
философия относится к эпохе
феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни
религиозных убеждений, построенных веками.
Формирование нового типа
общества длится весьма продолжительно. В
I-IV веках н.э
конкурируют между собой
философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это
же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу
средневековой философии
Корни
философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К
таким религиям принадлежат
иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие
как европейской, так
и арабской философии
средних веков.
Философия, которая
складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и
аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту
философию в русло христианства.
Христианство (от греческого
слова christos - "помазанник",
"Мессия") зародилось как одна из сект
иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней
христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий
завет, - священная книга как иудеев, так и христиан(вторая часть Библии, Новый
завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев
Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего
существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Возникновение и распространение
христианства пришлость на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка
ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся
в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь
внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь
собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий
аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" -
сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после
наступления Царства Божьего на земле.
Уже первые христианские общины
приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира,
молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился
свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному
пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин
становились люди разных национальностей. Христианство провозгласило равенство
перед Богом всех верующих и предопределило дальнейшее свое развитие как
мировой религии, не знающей национальных
и языковых границ.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом
![]() |