![]()
Пользовательского поиска
|
тивности, как деятельность,
которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего,
средства, созданные самим человеком. И поведение животных, и деятельность человека
сообразуются с целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде
или крадется к жертве — его поведение сообразуется с целью: добыть пищу.
Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Сравните:
человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако
для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями.
В основе этого поведения — биологическая программа поведения, инстинкты.
Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как
обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам
определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за
рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы
их достижения). Целеполагание присуще
только человеческой деятельности.
В структуре деятельности
следует, прежде всего, различать субъект
и объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность,
объект — это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект
деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект
деятельности). Для бригады строителей-отделочников (субъекта) строящийся дом —
объект. Для Министерства образования как субъекта деятельности все учебные
заведения страны — объект, в отношении которого осуществляется управленческая
деятельность. Итак, субъектом деятельности может быть человек, группа людей,
организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы,
различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может
быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на
спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в
зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого
себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает свою
волю, занимается самообразованием и т. д.).
Далее в структуре деятельности
можно выделить цель, средства ее
достижения и результаты. Выше уже отмечалось: человек начинает любую
деятельность с того, что ставит (полагает) перед собою цель.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его об
![]() |