![]()
Пользовательского поиска
|
абстрактной мысли, нужно сказать: абстракции суть сокровенные формулы
действительности”.Именно это важно понять
раньше, чем мы попытаемся почувствовать ритм нарастающего внутреннего
напряжения, порыв и возбужденность мысли Карсавина. ”Единство в мире” для Карсавина
есть и “всеединство”, т.е. обнимает мир, и все, что вне его, над ним
(“Абсолют”, “Совершенное Бытие”). существо, совершеннее коего нет ничего и
помыслить нельзя, все в себе заключает. Оно Всеединство. Рядом с ним Я - ничто,
Я - ничто лишь в Нем и Им, - иначе Оно не Совершенство, не Всеединство. По
существу, Карсавин пытается в своем учении снять “непроходимую” грань между
Божественным и эмпирическим, между Творцом и тварью. Все бытие человека -
религиозно; все в нас находится в известном противостоянии Богу и в известном
единстве с Ним. Это чувство божественности в человеке лежит в основании всего
замысла книги “Noctes Petropolitanae”, где развивается “метафизика любви
человеческой”. И здесь сказывается влияние традиции. Для Карсавина, как и для славянофилов
И.Кириевского и А.Хомякова, Любовь - подлинная тайна бытия. Любовь и есть само
познание. “Никто не может любить то, чего не знает” , и “всякий, кто
знает Бога, уже любит Его, и не может любить тот кто, не знает”(7,112). Из
“метафизики любви” как тайны тварного бытия восходит Карсавин к раскрытию тайны
Всеединства. Вас. Зеньковский замечает, что через вхождение в “смысл любви
открывается прежде всего единство человечества, а затем об этом единстве
повествуется, что человечество извечно существует в творческом бытии Божества.
Так мы узнаем, что в плотском слиянии создается тело во Христа и в Церковь,
повторяется воплощение Логоса в Невесте.”(21,387).
“Любовь познает: она - само познанье, как единенье того, кто познает, с
тем, кто им познаваем. И начало познанья, как начало самой любви, в
разъединеньи, в “Отце Истины”. Сама же живая Истина, как познаваемое и
познающее ответно, то, что рождаемо Отцом, - Сын, предвечная Мудрость, Логос и
Ум. В Логосе Истина, единая как разъединенность Всеединства, Отец как
разъединенье, Дух как единенье.”(7,138).
![]() |