![]()
Пользовательского поиска
|
проповедовать
в петроградских храмах. Карсавин понимал, что это вызов и что последует ответ,
но его влекла Истина.
“Все сущее,
живое, разумное и умное предстает нам как теофания или Богоявление: все, - даже
самое мерзкое и ничтожное, ибо мерзко и ничтожно оно только для нашего неведения или недоведения,
сотворено же “доброе зело””.(4,9).
“Весь мир
движется, взыскуя Совершенство”(4,11). Это -
слова из духовной беседы его книги “Saligia...
Или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке, зле и
семи смертных грехах”(Пг., 1919).
Вместе с тем в
Карсавине живет доверие к стихии жизни и к ее тайне. По словам Зеньковского,
Карсавину близка судьба человека в его постоянной зависимости и связи с тем,
что ”над” ним (Бог, Вечность, “Все”), и тем, что “под” ним (природа,
временность, уносящая все в “ничто”).
4). Метафизика Любви.
Кажется, что
революция отрицает прошлое, образуя историческую пустыню, однако Карсавин
постигает и положительно оценивает пафос революции В это время он издает “Введение
в историю”, “Метафизику любви”. В советской печати появляются злобные отклики на публицистическую
деятельность религиозного философа. Но Карсавин верен себе. В1922г. появляется
первое систематическое изложение метафизики всеединства в его книге “Noctes
Petropolitanae”(“Петрополитанские ночи”) Эта книга, как и “Поэма о
смерти”, написанная позже, занимает особое место в его творчестве.Обе книги
без посвящений обращены к одному и тому же лицу. Имя скрытого адресата - Елена
Чеславовна Скрежинская. Карсавин пишет:
“Именно Вы связали во мне метафизику с моей биографией и жизнью вообще”,
и далее по поводу ”Поэмы”:”Для меня эта маленькая книжонка - самое полное
выражение той метафизики, которая совпала с моей жизнью, совпавшей с моей
любовью”.
А.А.Ванеев писал, что “метафизическая мысль Л.П.Карсавина имеет корень не в абстракциях, а в живой и конкретной любви - чистой, ясной, прекрасной и вместе с тем - мучительной, не осуществившейся, но неизменной до порога старости... Всем, кто склонен скептически относиться к
![]() |