![]()
Пользовательского поиска
|
тварный мир - всеединая личность в том смысле, что он - теофания, т.е.
Триипостасное Божество, через Ипостась Логоса причаствуемое тварным субстратом” (15,85). Так мыслится в идеале акт творения и возникновения несовершенного бытия твари. В
действительности же имеет место “нехотение” твари, её нежелание стать Богом:
тварь хотела иметь самодостаточное бытие, бытие “для себя”, без самоотдачи, не
хотела “совершенной смерти” и в результате получила бытие бесконечности
умирания. Есть маленкое “не” во всякой твари, во всем мироздании, которое все и
всех разъединяет; это маленькое “не” - вольная леность мира, в “не” прячется
страх смерти, оттого из “не” и сочится
уныние. “Разделяю я смерть и жизнь, страдание и наслаждение, ибо,
разумничая, разделяют себя; разделяю себя и Бога, ибо мало Бога хочу (хочу и не
хочу сразу). Если взять настоящее Божье “хочу”, каким бы оно должно быть, то не-хочу я Бога... По вольной лености своей мир не возлетел из бездны небытия к
Богу...” - так пишет Карсавин в
“Поэме о смерти” (16,47,49).
Здесь Карсавин стремится поэтически преодолеть авторскую ограниченность
метафизической системы, понимая, что всякая человеческая мысль пронизана огнем
тления. Карсавин не скрывает, что
испытал глубокий духовный кризис: “Милая и сострадательная читательница,
напечатал я в 1922 году книгу о любви, довольно-таки безвкусную, но не
безынтересную. Сам верил, что открываю новые горизонты и вступаю в новый мир...
Критика не без остроумия назвала меня тогда “ученым эротоманом”, один же
психиатор (по-видимому, вполне справедливо) заметил, что книжка хотя и о любви,
а насквозь “головная”. Как бы то ни было, теперь вот пишу о смерти, а сам,
кажется, надеюсь, что из этого выйдет для меня если и не любовь, то по крайней
мере одно из указанных выше состояний... Дело в том, что упомянутая книжка
(вместе со многими другими) привела меня... к духовной смерти, я же склонен
верить в диалектическую связь противоречий” (16,5).
И Карсавин верит, что у человека найдутся слова, чтобы говорить об Истине,
о Боге, ибо каждый человек - и часть Бога, и весь Он.
“Только потому я и могу видеть Божью Полноту, Его совершенство”.
![]() |